1 декабря в Кремлевском Дворце состоится концерт «Марис Лиепа. С любовью», подготовлен в рамках проекта «Автографы и имиджи» сыном Мариса Лиепы Андрис – режиссер и продюсер, а в прошлом звезда Большого театра. В концерте примут участие звезды мирового балета: прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина, народные артисты РФ Илзе Лиепа и Дмитрий Гуданов, прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова, Мария Эйхвальд, премьеры Мариинского театра Владимир Шкляров и Кимин Ким, а также Бахтияр Адамжан («Астана Опера»), Константин Аллен (Национальный балет Нидерландов), Джулиан МакКей (Михайловский театр) и другие. Зрителей ждут фрагменты лучших классических балетов, в которых блистал Марис, а также современные постановки в исполнении звезд мирового балета.Режиссер и ведущий концерта народный артист России Андрис Лиепа подготовил для зрителей вечер-праздник, особая атмосфера которого напомнит публике об огромном обаянии Мариса Лиепы, о его безграничной любви к жизни и профессии.
«Мой отец – икона мирового танца, — рассказывает Андрис Лиепа. — В 20 лет он стал солистом Большого, в паре с Майей Плисецкой прославил советский балет. Майя Плисецкая говорила о нем: «У него свой стиль – лирического принца, потому что у него такая аристократическая внешность, которая очень хорошо смотрится со сцены. Как в сказках – благородство и внешняя красота»... Это было сильнейшее впечатление детства – видеть отца в роли Красса в «Спартаке», на сцене он командовал легионом. Отец отдавал театру все, включая свою душу, а я, когда вырос, понял, что театру можно отдавать все свое время, силы, но душу надо оставлять для другого. Для меня вечер 1 декабря будет особенным – все выступления звезд балета будут посвящены только ему, великому Марису Лиепе».
Марис Лиепа станцевал множество ролей, но самыми значимыми считаются следущие.
Базиль в балете «Дон Кихот»:— Лиепа мечтал о Большом театре, который называл Олимпом, и первой ролью на легендарной сцене стал как раз Базиль. После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого Леонида Лавровского поступить в труппу. В начале сезона 1960-61 годов в партии Базиля состоялся официальный дебют Мариса на сцене Большого.
Красс в «Спартаке»: — премьера состоялась в 1968 году. Изначально Марис должен был в ней танцевать Спартака, но Григорович отдал Марису роль Красса и не прогадал. Этот персонаж стал ключевым в жизни артиста. Марис более 100 раз выходил на сцену в образе Красса. Его точное и многогранное исполнение этой партии вызывало настоящую эйфорию у всех знатоков и любителей балета, а открытки с изображением Мариса в роли Красса продавались в каждом киоске Союзпечати на территории всего СССР. «Танец — это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух, посвистывая и играя на солнце… Поначалу мой Красс-триумфатор был излишне злым. Однозначно злым. Превалировала лишь одна черная краска. Многозначность образа возникла не сразу. Постепенно я пришел к выводу, что мой герой — молод и талантлив, он упоен победами, он командует не только легионами, но и покоренным народом… Он уже живет своей, не зависящей жизнью, и иногда мне кажется, что я отдал ему больше, чем артист вправе отдать своему герою», — так писал Марис Лиепа о главной роли в своей карьере
Зигфрид в «Лебедином озере» и Альфред в «Жизели»: — эти партии Лиепа подготовил в 1961 году. Зигфрида он станцевал в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского-Мессерера, а роль Альберта стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского (учрежденная в Монако премия, которую вручают заслуженным артистам балета и хореографам).
«Видение розы»: — течение шести лет Лиепа занимался восстановлением этого легендарного фокинского балета «Видение розы». Премьера состоялась в 1966 году на Кубе, а в Большом спектакль включили в репертуар в 1967 году. Балет был сочинен по предложению французского поэта Жана-Луи Водуайе, большого поклонника дягилевского балета. Темой десятиминутной миниатюры стали строчки из стихотворения Теофиля Готье: «Я — призрак розы, которую вчера ты носила на балу». По словам коллег, Марис Лиепа стал единственным танцовщиком, который настолько точно воплотил идею автора на сцене, воссоздав на сцене образ розы.