Потом, отстранившись, восторженно сказал: «Была бы ты постарше, я обязательно попробовал бы тебя на Наташу Ростову».
Я предложила:
— Снимай пальто, проходи в комнату. Сейчас Алеша вернется. Или ты спешишь?
— Инна, что мне делать?! — Бондарчук беспомощно развел руками. — Ирина внизу сидит в машине, с ребенком...
Что я могла ему ответить? Не дождавшись Алеши, Сергей ушел.
«Война и мир» Бондарчука и фильм «Женщины» с моим участием вышли на экраны почти одновременно. Вскоре в журнале «Искусство кино» появилось сообщение, что картина «Женщины» собрала денег больше, чем две первые серии киноэпопеи по роману Толстого.
А польский «Экран» провел опрос своих читателей на тему, чей проход лучше: мой в «Женщинах» с чемоданом на голове или Софи Лорен в фильме «Развод по-итальянски»? Я победила! О мнении Сергея об этой работе узнала от заместителя директора «Мосфильма»: «Бондарчук, посмотрев «Женщин», сказал одно слово: «Талантище!»
Наташа уже училась во ВГИКе, когда мы с ней и мамой переехали в новую трехкомнатную квартиру. Дочка собиралась замуж и очень хотела видеть на свадьбе отца. Но Бондарчук уезжал в Италию на съемки «Ватерлоо», потому на торжестве быть не мог. Пришел поздравить перед отъездом, загодя. Я провела экскурсию по комнатам и, остановившись у одного из окон, сказала: — Ты знаешь, я просто счастлива, что подоконник низкий.
Помнишь, как в нашей квартире мы прыгали, чтобы достать до форточки?
Сергей усмехнулся:
— Как мало тебе для счастья надо.
Хотела сказать в ответ что-то хлесткое, но встретилась с ним взглядом и... осеклась. Такие печальные были у Сережи глаза.
Свое сорокалетие — в отличие от большинства незамужних женщин — я встретила совершенно спокойно. Меня все в моей жизни устраивало. Сестра Ниночка, с которой мы были больше чем дружны, переехала в Москву, ее сын Андрей Малюков стал кинорежиссером, и позже я снялась в его картине «Безответная любовь». Большая дружная семья, любимая работа — этого, мне казалось, вполне достаточно для счастья.
Ничего менять я не хотела. Но, как говорится, человек предполагает, а судьба располагает.
У мамы случился инфаркт, и я в панике принялась обзванивать знакомых, прося совета. Одна из подруг порекомендовала обратиться к Михаилу Перельману: «Сам он гениальный хирург-пульмонолог, делает уникальные операции на легких и обязательно поможет найти хорошего кардиолога». Я позвонила по телефону, который продиктовала приятельница, договорилась о встрече.
Здороваясь, Михаил пожал мне руку, и я сразу отметила, какая у него крепкая, сухая ладонь. Потом обратила внимание на взгляд — умный и внимательный. «Расскажите-ка все по порядку, — участливо произнес Перельман. — Да не волнуйтесь так, пожалуйста.
Мы постараемся вашей маме помочь». Я сразу ему поверила и успокоилась. К концу разговора мне казалось, что мы знакомы сто лет и что надежнее человека я в своей жизни еще не встречала.
Вряд ли Миша узнал меня в тот момент. Его не очень-то интересовало кино, и на мою просьбу он откликнулся просто потому, что привык помогать людям. Забегая вперед, скажу, что благодаря Мише мама еще пожила, помогала мне растить сына Наташи, своего правнука Ванюшу.
Перельман перебрался к нам вскоре после маминого выздоровления. Произошло это при весьма странных обстоятельствах. Попав в ДТП, где его здорово тряхнуло, с места аварии он поехал не домой, а ко мне. Помню, как Михаил стоял посреди прихожей и растерянно спрашивал: «Инна, почему я здесь?