Некая дама из Краснодара, которая каким-то образом пересекалась с Поклонской, накатала заявление в полицию: пошла в кино, фильм «Матильда» ее оскорбил, режиссера надо привлечь к суду. Письмо спустили питерскому участковому, он пришел разбираться. А в Питере у нас две комнатки на студии — бухгалтерия и мой кабинет. Он пришел в бухгалтерию:
— Где Учитель?
— В Москве.
И тогда он произнес легендарную фразу:
— Покажите место преступления.
Сейчас нам смешно. Но тогда проверка была суровой. Даме вторили некоторые деятели культуры, один рок-музыкант призывал не ходить в кино: фильм, мол, оскорбляет чувства верующих, но сам он его не видел. Мы успешно прокатались, хотя за неделю до выхода картины была снята вся внешняя реклама в Москве и Питере, негласно запрещена вся телереклама, к сожалению, как я слышал, по просьбе некоторых руководителей РПЦ. Фильм до сих пор не показывает купивший его Первый канал, сколько ни бьюсь. Официальных запретов нет, «Матильда» прошла в прокате, в том числе международном. Писал патриарху, просил посмотреть картину, но пока переломить ситуацию не удается.
— Вы родились в семье фронтового кинооператора, известного режиссера-документалиста народного артиста Ефима Учителя. В связи с этим вам приходилось сталкиваться с необъективным, предвзятым к себе отношением?
— Конечно сталкивался, еще при поступлении во ВГИК. Отец посоветовал пойти на операторский факультет. Конкурс был огромным, я юно выглядел, явился на экзамены окончив школу, семнадцать мне исполнялось лишь в августе. Сдавали десять экзаменов, включая творческий конкурс, я получил всего одну четверку. Не подозревал, что в том году было дано негласное указание не брать детей кинематографистов. Финальное собеседование проводил заведующий кафедрой операторского мастерства прославленный Анатолий Дмитриевич Головня. Я еще обиделся, когда он обратился ко мне «дэточка». Оказалось, он всех так называет. Так вот, Головня сказал: «Дэточка, сходи в армию, послужи, наберись опыта, и я тебя приму». Поставил вторую четверку, и мне не хватило одного балла, чтобы поступить. Он не знал, что у меня есть год в запасе. Провел его, работая на «Ленхронике» ассистентом оператора, на следующие вступительные экзамены явился другим человеком. Головня был прав: я легко поступил.