Набор оказался уникальным, нас готовили как авторов-операторов для работы в зарубежных корпунктах: учили режиссуре, журналистике, иностранным языкам. Наш мастер Роман Николаевич Ильин был парторгом института, благодаря этому он мог давать нам полную свободу. Я много работал с белорусским режиссером Сережей Лукьянчиковым, мы дружим до сих пор. После института сняли фильм о композиторе Глебове, на всю жизнь запомнил, как ради интересного кадра спалили цветущий яблоневый сад. Сергей добился на это разрешения.
ЛСДФ и для меня, и для моего отца — дом родной. Бывал там с детства, всех знал: и Лялю Станукинас, и Павла Когана, и Михаила Литвякова. Все искренне мне улыбались, когда после института я получил туда распределение. Но за милыми улыбками крылось: ну-ну, посмотрим, на что ты способен... Понимал, что должен доказать свою творческую состоятельность первой работой. Снимал ее как режиссер-оператор. Это была не картина, а песня из серии «10 минут по СССР». Мне достался Великий Новгород. Провел там два месяца с группой из четырех человек, чудил по полной программе, использовал множительные линзы, много всего напридумывал. Получился десятиминутный широкоэкранный фильм без единого слова.
К слову, водителем уазика, на котором мы колесили, был простой, смешной с виду парень. После съемок он куда-то исчез, а через несколько лет позвонил мне из Парижа. Оказалось, устроился моряком на судно и спрыгнул где-то в Швеции. Сейчас Игорь Андреев известный художник-модернист. Живописи он нигде не учился, но его картины, инсталляции, мебель пользуются спросом у коллекционеров. Он дружил с Эдуардом Лимоновым, всегда с ним встречался, когда приезжал в Россию. Но вернусь к своему рассказу.
Помню худсовет, когда корифеи ленинградской школы документального кино приняли мою картину. Не из-за отца, у него хватало на студии противников. Просто мне удалось резко, с первого удара победить. Больше ко мне вопросов не было. Но это не конец истории. Сдаю картину, приезжаю в Госкино России, показываю, мне говорят:
— Все хорошо, а вы сдавали картину Ленинградскому обкому партии?
— Но фильм-то про Новгород.
— Принять его мы не можем. Почему вас не предупредили на студии?