В 1989-м Рома ставил «Наш Декамерон» Радзинского в Театре имени Ермоловой. Предполагалось, что главную мужскую роль будет играть Олег Меньшиков. Однако с первых же репетиций Меньшиков и Виктюк в работе не сошлись, и Роман привел на главную роль Володю Зайцева. Когда я впервые его увидел на репетиции, выразил недоумение:
— Он же не сможет! Он непластичный.
— Ты ничего не понимаешь!
Прав оказался Виктюк: Володя прекрасный актер, роль была сделана и сыграна на ура!
Перед началом работы над «М. Баттерфляй» Виктюк позвонил мне как-то ночью:
— Не знаю, что делать. Кто должен играть Галлимара, я представляю (тогда речь шла о Коле Добрынине). А кто должен играть ее? Ну кто?! Я думаю, Дима Певцов. Но не знаю, согласится ли.
— А я знаю, кто точно по всем параметрам подходит на эту роль.
— Кто?
— Эрик Курмангалиев!
Минуты две висела пауза, потом Виктюк сказал:
— Ты гений!
Уже потом, после триумфального успеха спектакля Виктюк «как бы» запамятовал, что это я познакомил его с Эриком и предложил на роль Сонг Лилинг, и утверждал, что сам нашел его. Эта невинная ложь бесила Эрика куда больше, чем меня, и когда Рома впервые улетел в Италию, Курмангалиевв это же время дал большое интервью на телевидении. Его спросили:
— Где Виктюк вас отыскал?
— А кто вам сказал, что это он меня нашел? Нас познакомил мой близкий друг Асаф Фараджев, он и привел меня к Виктюку.
Не знаю, кто успел Роме об этом донести, но вернувшись из Италии, он разбудил меня звонком прямо из аэропорта часов в восемь утра и вместо «здрасте»:
— Что там сказал Эрик?
Спросонья я ничего не мог понять.
— О чем речь?
— О «Мадам Баттерфляй»!
Я, придя в себя, ответил невозмутимо ровным голосом:
— Он сказал правду, Роман Григорьевич, что я вас познакомил и привел его к нам в «М. Баттерфляй».
Рома любил перетягивать одеяло на себя. Мягко скажем, Роман Григорьевич не был щедр на благодарности. Вообще, все его творчество состоит из временны?х блоков-периодов, когда он с кем-то дружил, кого-то любил. К примеру, в Театре Моссовета дружил с Тереховой, Талызиной, Бортниковым. Но когда Рома заканчивал некий период, отношения часто прекращались. Временно или навсегда. В своих отношениях и сотрудничестве с другими людьми Виктюк практиковал «чистую смену декораций».
После «М. Баттерфляй» я работал еще в двух спектаклях Романа Виктюка. Один — очень для меня дорогой — «Дама без камелий» Реттигана в Театре Вахтангова с Людмилой Максаковой и Владимиром Зайцевым в главных ролях. Именно тогда Рома меня и познакомил с Людмилой Максаковой, с которой мы по сей день очень дружны. Во втором акте спектакля была очень сильная актерская работа у Евгения Карельских, мощный монолог, во время которого полный зал театра просто замирал.
Это был не самый счастливый период в истории Театра Вахтангова: Михаил Ульянов был уже немолод и не очень здоров, театр приходил в упадок. И Виктюк влил в его жилы свежую кровь! Он, насколько мог, поддержал театр в период его кризиса своими спектаклями.