Конечно, от этого дела труднее всего было удержаться на гастролях. Однажды театр отправился со спектаклями в Армению. Еще в самолете артисты узнали, что их будут встречать на правительственном уровне: ковровые дорожки, оркестр, пионеры. Владимир Георгиевич Шлезингер, режиссер и педагог, взял на себя режиссирование выхода труппы:
— Думаю, нам нужно красиво выйти из самолета. Сделаем так — Мишенька Ульянов берет под ручку Юленьку Борисову, за ними Юра Яковлев элегантно спускается с Людочкой Максаковой, потом...
На слове «потом» из угла раздался громовой голос Симонова:
— Первым пойду я!
На этом все «режиссирование» и закончилось.
Театр в Ереване встречали очень горячо. Артистов завалили подарками, корзинами фруктов и бутылками коньяка. Провожали с митингом. Рубен Николаевич очень хотел, чтобы после него выступил Гриценко, которого очень ценил и любил. Дед посмотрел на него и убедившись, что тот вроде держится молодцом, сказал:
— А теперь я предоставляю слово блистательному, талантливейшему актеру Николаю Олимпиевичу Гриценко!
Гриценко шагнул к микрофону и, качнувшись, уцепился за него как за спасательный круг. Потом оглядел большую толпу с пионерами, оркестром и правительством и рявкнул:
— Армяне! Вашу мать, что вы со мной сделали?!
Артисты еле протиснулись в салон самолета с многочисленными корзинами. Только у Гриценко не оказалось багажа, зато рука была сжата в кулак, и он всю дорогу, не отрываясь, на него смотрел. Наконец Рубен Николаевич не выдержал и спросил:
— Коленька, что у вас с рукой?
— Фрукты везу домработнице, — с трудом разжав ладонь, показал несколько виноградин и засохший инжир.
Этот «натюрморт» очень смахивал на закуску.
— Говорят, Гриценко не любил учить роли?
— Однажды театр поехал со спектаклем «Принцесса Турандот» за границу. Поскольку Гриценко даже не пытался выучить роль Тартальи на иностранном языке, он писал текст на огромных манжетах — каждый раз на языке той страны, где проходили гастроли. И вот как-то в Чехословакии он вышел на сцену, сказал первую фразу «Представление «Принцессы Турандот» начинается!» и как всегда взмахнул руками. Манжеты взвились в воздух и улетели в зрительный зал. Пришлось ему лезть по рядам и искать «шпаргалки» под хохот зала.
Гриценко не просто не любил учить тексты, он вообще не читал ни книг, ни сценариев фильмов, в которых снимался. Говорят, на съемках «Хождения по мукам» в последний съемочный день у него попросили сценарий. «Пожалуйста!» — сказал Николай Олимпиевич и протянул его с неразрезанными страницами. Играл на интуиции и блестяще импровизировал. Когда отец приступил к репетициям «Маленьких трагедий», старший Симонов вызвал к себе Гриценко: «Коленька, я знаю, как вы не любите читать, но сделайте исключение. У вас главная роль — Дон Гуан. Я вас умоляю. Ну для меня прочитайте Пушкина!» Через неделю жутко обиженный Гриценко пришел к деду: «Зачем вы надо мной издеваетесь? Я обошел все библиотеки — нет у Пушкина произведения «Дон Гуан»!» Он даже не знал, что это «Каменный гость»...