— Последние годы фильмы о классическом танце не обходятся без темы интриг и бешеной конкуренции среди артистов, при которой все средства хороши: и насыпать стекла в пуанты, и надрезать ленточки, и испортить коллеге костюм...
Влад: Конкуренция в нашем цехе есть. И вызвана она прежде всего тем, что балетный век очень короток: в 38 лет при 20-летнем стаже работы на сцене танцовщики уходят на пенсию. К тому же в репертуарных театрах спектакли идут редко. В Большом, например, постановки дают «блоками»: одно название показывают два-три раза за сезон. А премьеров, исполняющих главные роли, в театре одиннадцать! Если не получил роль в одном из «блоков», если заболел, то получается, что практически год не танцевал то или иное название. А если и на пару следующих «блоков» тебя не поставили, то уже два года в этой роли не выходишь.
Но то, как показано соперничество, конкуренция в кино, эти истории про стекла и ленточки — все буйная фантазия сценаристов. Я в балете столько лет и ни разу ничего подобного не видел. Для меня театр это творчество. Поэтому, когда идет какой-то «бой» за роль, за то, чтобы на премьере выйти в первом составе, никогда всерьез это не воспринимаю. Есть артисты, которые очень-очень сильно в это все погружены. Это их дело, но я другой.
Мария: Скажу более жестко: по-моему, конкуренция — залог любого профессионального движения вперед. Но это если она правильная, внутри профессионального сообщества, если есть четкие критерии. А в жизни часто добавляется человеческий фактор, фактор руководителя коллектива. И тогда конкуренция становится недобросовестной, некачественной, спонтанной, надуманной, и артист должен выбирать, как ему поступить — честно или нет. Но я сильный человек, способный сделать выбор и сказать: «Нет, я не буду играть в ваши игры...»
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу Большого театра.