— Вам повезло, с Риной Зеленой вы не просто общались, но и работали, она была блестящей миссис Хадсон.
— На съемках мы жили с ней в нашей любимой гостинице «Астория». Как-то вечером я ей позвонил, хотел уточнить, какой эпизод на следующий день снимается. «В этой группе никто ничего не говорит, пора брать языка», — сказала Рина.
Как-то мы после съемок мчались по Невскому на «рафике» на вокзал, чтобы ехать в Москву. И в нас сбоку, вылетев на Невский, врезался таксист. Рина с последнего сиденья пролетела через весь салон и приземлилась мне на колени со словами «Спокуха, я с вами!»
— Василий Борисович, как вы стали Шерлоком Холмсом? Это ведь ваша самая известная роль.
— Я к тому времени вообще ни на какие пробы не ходил. А тут Игорь Масленников пробовал на эту роль Юрского и Кайдановского. Правда, оператор Юрий Векслер ему сказал: «Пробуй кого хочешь, только если не будет Ливанов играть, я не стану снимать картину». Для фильма это была бы катастрофа, и Шерлоком Холмсом стал я.
Но с картиной непросто все складывалось. Режиссер Антонина Зиновьева за пару лет до нас сняла очень неудачную «Собаку Баскервилей» на телевидении. Там Николай Волков плохо играл Шерлока Холмса, Лева Круглый плохо играл Ватсона. Единственный, кто был хорош, — Сашка Кайдановский, которому досталась роль негодяя Степлтона.
И вот я вижу, Масленников ходит мрачный. Спрашиваю:
— Что такое?
— Мы подали заявку на «Собаку Баскервилей», а Сергей Лапин сказал, что не нужно снимать «Собаку...», потому что она уже снята.
А у меня сложились очень хорошие отношения с Сергеем Георгиевичем Лапиным, председателем Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Сергей Георгиевич работал дипломатом, был послом в Китае и, как говорили, дружил с Брежневым. О нем распускали слухи, что он невежда, а на самом деле он был рафинированно образованным человеком с самой лучшей в мире библиотекой поэтов Серебряного века, который все деньги за границей тратил на эти издания.
Помню, я как-то к нему пришел по делу, и он говорит:
— Сколько лет было Евгению Онегину?
— Двадцать шесть.
— Вот! А я собрал четырех заместителей, никто не мог ответить на этот вопрос.
И вот после слов Масленникова про «Собаку...» я позвонил Лапину:
— Сергей Георгиевич, а почему вы нам отменили «Собаку Баскервилей»?
— Василий Борисович, дело в том, что «Собака Баскервилей» на телевидении уже была снята.
— Я знаю, видел. А вы знаете, что там Ватсона играет Лев Круглый?
— Да.
— А вы знаете, что он навсегда уехал за границу? Вы читали, что Круглый сказал о нашей стране, и это было перепечатано частично в наших газетах?
— Нет.
— Вы попросите своих референтов найти высказывания Льва Круглого о Советском Союзе и тогда решите, снимать нам «Собаку Баскервилей» или вы будете показывать старую.
Конечно же, Лапин разрешил нам снимать, потому что понял: первую «Собаку Баскервилей» показывать не будут.
— У вас сложилась прекрасная команда: и Крючкова, и Михалков, и Адабашьян, и Янковский...
— Ну, англичане вообще в восторге от сериала. Мы привезли первые серии — «Знакомство» и «Собаку Баскервилей» — вне конкурса на фестиваль телевизионных фильмов в Монако. Там было четыре корреспондента из Би-би-си, которые, посмотрев фильмы, от меня не отходили ни на шаг. Утром они приходили в номер, будили меня, мы шли завтракать, потом обедать. И они забрали эти фильмы и показали их в Англии на экране. И, слава Богу, там их не переозвучили, а показали с титрами. «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса. Потом фильм шел по всему миру. Когда я снимал «Медного всадника России», на площадку ворвались четыре итальянца и сказали, что не уйдут, пока я с ними не сфотографируюсь. Роберт Дауни-младший сказал в интервью: «Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский».