В 1831-м, спустя год после очередной революции — Июльской, «Собор Парижской Богоматери» опубликовали. Читатели с волнением следили за судьбами Эсмеральды, Квазимодо, архидиакона Фролло и красавца Феба де Шатопера, попутно открывая для себя заново архитектуру и историю собора. Есть в романе, к слову, и описание пожара — огромного пламени, поднимавшегося между двумя башнями.
Эффект литературного гимна собору превзошел все ожидания: решено было спасти Нотр-Дам. Реставрация началась в 1845 году, а следом и всю Европу охватило движение спасения готических памятников. Роман Гюго не теряет актуальности и ныне, его четырнадцать раз экранизировали, по его мотивам поставили две оперы, балет и мюзикл «Нотр-Дам де Пари». В первые дни после апрельского пожара «Собор Парижской Богоматери» возглавил список бестселлеров Amazon France.
В середине позапрошлого века реконструкцией памятника занялся Эжен Виолле-ле-Дюк. Жизнь его сама по себе достойна романа: богемные салоны матери, баррикады Июльской революции, обвинение в вольнодумстве. Его архитектурные идеи нередко вызывали протест и воспринимались как весьма спорные: Виолле-ле-Дюк например считал, что реставрация — это не ремонт и подновление, а домысливание и творческое «воссоздание завершенного состояния, которого могло на тот момент и не быть».
Зодчего упрекали в том, что при таком подходе утрачиваются даже обломки настоящей старины в пользу фантазии. Однако без этого новатора мир лишился бы аббатства Сен-Дени, Амьенского собора, цитадели Каркассона и конечно Нотр-Дама.