Без Виолле-ле-Дюка собор не имел бы дубового шпиля, крытого свинцом, высотой девяносто шесть метров, восстановленных статуй, не было бы площади перед собором, ради которой снесли близлежащие здания, и легендарной галереи химер. А ведь химеры и гаргульи — то, без чего облик собора сегодня немыслим! Правда, об истории их появления существует несколько версий.
Вырезанные из известняка, добытого в бассейне Сены, гаргульи поселились здесь в XIII веке. Откуда они взялись? Жил, говорят, в стародавние времена в Сене дракон по имени Ла Гаргуль. Нападал на корабли, убивал моряков. Архиепископ Романус хитростью выманил монстра из реки, оглушил крестом, а затем парижане сожгли дракона. Уцелела только голова, ею и украсили церковь — в знак победы над нечистой силой. Так, по преданию, и появились гаргульи, которых размещали на соборах. Согласно другим легендам, они воплощали дух хаоса и неотвратимого рока. Впрочем, была от каменных чудовищ чисто практическая польза: они выполняли роль водостоков (gargouille по-французски — «желоб»). Из их пастей в ливень извергаются потоки воды, оставляя стены и фундамент храма неповрежденными.
Другое дело химеры — уродливые создания, разместившиеся у основания башен собора. По преданию, их место когда-то занимали средневековые статуи мифических существ с козлиными головами — их установили здесь после казни магистра ордена тамплиеров Жака де Моле. Чудища изображали покровителя тамплиеров демона Бафомета. Впрочем, это только версии.