Преодолев триста восемьдесят семь ступеней северной башни, можно вблизи увидеть, как химеры задумчиво, а может, насмешливо разглядывают панораму Парижа. Фантастические твари с крыльями нетопырей, обезьяньими туловищами, змеиными и львиными головами и козлиными рогами олицетворяют человеческие грехи.
У этих монстров в отличие от гаргулий никакого прикладного предназначения нет, они призваны отпугивать от собора силы зла — по ночам-де химеры просыпаются и обходят (а может, облетают) его дозором. Если встретят врага, тут же уничтожат. Для галереи химер на верхней площадке у подножия башен Виолле-ле-Дюк сделал пятьдесят четыре наброска демонов и фантастических птиц, которых воплотили в камне пятнадцать скульпторов, разместив на балюстраде. Среди них особенно популярен Стрикс — ночная птица-демон, которая, по легенде, похищала младенцев и пила их кровь. Другие источники настаивают, что отравляла своим молоком.
Ежегодно собор посещают четырнадцать миллионов туристов. Несмотря на то что он остается действующим и в нем по-прежнему служат мессы, Нотр-Дам всегда был объектом темных мистических фантазий и героем всевозможных мифов. Чего только ему не приписывали! Тот же Гюго именовал древний храм «кратким справочником оккультизма» — здесь искали коды эзотерических учений и шифр к секрету философского камня.
Есть теория, связывающая Нотр-Дам с тайнами Древнего Египта: якобы на его месте во времена римских поселений стоял храм Исиды и форма нефа повторяет анх — ключ жизни, или египетский крест. Согласно другому преданию кузнецу Бискорне, ковавшему фигурные ворота, помогал сам дьявол! Наутро после их установки мастера нашли без памяти, а открыть замки не удавалось, пока их не окропили святой водой.