Когда снимал «Карпа отмороженного», был совершенно очарован Алисой Фрейндлих. Сегодня сценарии, на которые отзывается душа, встречаются крайне редко. «Карп...» стал исключением. Благодарен режиссеру Володе Котту за то, что пригласил снимать картину. С Алисой Бруновной мы уже пересекались на фильме «Три года». С тех пор прошло тридцать с лишним лет, а Фрейндлих почти не изменилась: всех заражает позитивом, по-прежнему молода, ее энергии и остроумия хватило бы на несколько человек. Вторую героиню играла Неелова. Марина Мстиславовна — блестящая актриса, но работать с ней не так легко. Она задает бесконечное количество вопросов режиссеру, прямо мучает его, всеми силами оттягивая команду «Мотор!». В Алисе Бруновне этого нет абсолютно, работает изящно, блистательно. Я в нее просто влюбился, восхищался и тем, что делает в кадре, и как ведет себя за кадром. К слову, генеральным продюсером картины был ее внук Никита Владимиров, а исполнительным — дочка Ильи Авербаха Маша. Они украсили нам жизнь.
— Ваше имя стоит в титрах культовой картины «Покаяние», прогремевшей в годы перестройки. Как получили это приглашение?
— Мы с Себастьяном Аларконом снимали в Батуми «Выигрыш одинокого коммерсанта». (Сегодня я пригласил его сына Дениса Аларкона-Рамиреса преподавать операторское мастерство моим студентам.) Рядом работала над «Покаянием» группа Тенгиза Абуладзе. В Батуми мы жили в одной гостинице и познакомились. Периодически в моем номере появлялся ящик мандаринов — Тенгиз присылал. Через какое-то время, уже вернувшись в Москву, я узнал о страшном событии — группа молодых ребят пыталась угнать самолет в Турцию, погибло пять человек. Среди террористов оказался сын режиссера Миши Кобахидзе, который в «Покаянии» играл внука главного героя. Суд приговорил Германа и еще нескольких человек к расстрелу. Жуткая история...
Узнал я еще и о том, что весь материал, отснятый оператором Тенгиза, оказался в браке. Абуладзе предложил снимать «Покаяние» мне. Естественно, кинулся в Тбилиси не раздумывая. Из аэропорта меня привезли прямо к режиссеру домой. Там был накрыт огромный стол, за ним сидели многочисленные гости, произносили тосты. Оказалось, я попал аккурат на шестидесятилетие Тенгиза Евгеньевича. С корабля на бал, как говорится... И этот бал продолжался для меня практически все полгода, что провел в Тбилиси. Над фильмом работала замечательная тенгизовская компания, у него снимались дочь, жена, одним из авторов сценария и композитором была невестка Нана Джанелидзе, которая училась у Тенгиза на курсе. Ее вклад в картину трудно переоценить, хотя об этом мало кто знает. Главную роль играл гениальный Автандил Махарадзе. Знаю всего двух актеров, которым под силу передать какие-то инфернальные, надчеловеческие силы, — его и Алексея Петренко.