— С чего начинали творческий путь?
— Творческий путь... Я стараюсь избегать столь сильных формулировок применительно к себе. Первой картиной стали «Джентльмены удачи». На «Джентльменах...» я работал вторым оператором. Моим шефом был Георгий Алексеевич Куприянов, прекрасный, интеллигентнейший человек и замечательный оператор. Его имя стоит в титрах «Женитьбы Бальзаминова». Работать с Георгием Алексеевичем было приятно и очень полезно.
Судьба режиссера картины Александра Серого складывалась сложно: окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров и почти сразу попал в тюрьму. На почве ревности ударил молотком соперника (тот был художником) и получил восемь лет. Отсидев полсрока, вышел, но с таким клеймом не мог рассчитывать на работу по профессии. И тогда однокурсник Георгий Данелия решил ему помочь, вместе с Викторией Токаревой написал сценарий и уговорил студийное руководство доверить Александру Ивановичу постановку. Генеральный директор «Мосфильма» Сизов поставил условие: Данелия станет художественным руководителем и лично все проконтролирует.
Серый был добрым, хорошим человеком, любил классическую музыку, мог дома слушать ее часами, а на площадке терялся. Суматоха, многоголосье, трудноуправляемость съемочного процесса — не его стихия. Серого частенько подменяли то Куприянов, то исполнитель главной роли Евгений Леонов, помогали чем могли, но скомандовать «Мотор!» и «Стоп!» должен был все-таки режиссер. На это он после уговоров соглашался.
Побег героев из тюрьмы снимали под Самаркандом. В кадре требовался верблюд, его арендовали у местного жителя, но сразу не сняли, промедлили несколько дней. Хозяин все это время жил в своем грузовике вместе с животным. Суточные ему почему-то выплатить забыли. Утром того дня, когда наконец четвероногий артист должен был сниматься, я выглянул в окно гостиницы и обнаружил, что верблюд пострижен наголо. Оголодавший хозяин обрил его и продал шерсть. Правда, умница (ведь он раньше никогда с киношниками дела не имел), понимая, что подопечному идти в кадр, обработал его с одной стороны. Гримеры пытались исправить ситуацию, клеили куски меха, но те отваливались, едва животное начинало двигаться. Пришлось снимать с одного бока.
Отдельным приключением были походы на восточный базар. Когда там появлялись Леонов, Вицин и Крамаров, торговцы бесплатно тащили им фрукты, изюм, орехи. Ну и нам перепадало...
Данелия в итоге переснял несколько сцен и смонтировал картину, которую посмотрели шестьдесят пять миллионов зрителей.