— А с кем из партнеров старшего поколения у вас сложились самые теплые отношения?
— Наверное, с Олегом Ивановичем Янковским. Он был ко мне неравнодушен, отслеживал мои киноработы. Иногда оценивал мои роли шутливо, иногда всерьез. Помню, я снялся в одном телеспектакле, не самом удачном. Когда фильм вышел в эфир, Янковский меня встретил и сказал: «Раков, еще пара таких картин, и тебя вообще никто снимать не будет». Это было жестко, но справедливо. И для меня, молодого артиста, мнение Янковского было очень важно.
Знаю, что минимум дважды снимался в фильмах благодаря Олегу Ивановичу. Ему предлагали роль, но он, видимо, был занят в других проектах и предлагал мою кандидатуру. Так было в «Гардемаринах-3» и в «Мастере и Маргарите».
— У этой экранизации Булгакова оказалась очень сложная судьба: из-за разногласий режиссера и продюсеров она пролежала на полке почти 20 лет. А ведь там собран блестящий актерский состав: Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Сергей Гармаш. И даже совсем небольшие роли играли настоящие звезды...
— Сначала Кара утвердил меня на роль Ивана Бездомного (к слову, лет за десять до этого в ГИТИСе я делал как самостоятельный отрывок — как раз сцену, где Бездомный попадает в сумасшедший дом). А Янковскому предложил роль Мастера. Однако Олег Иванович хотел сыграть Воланда, но этот персонаж уже был закреплен за Гафтом. В итоге Кара перезвонил мне и предложил роль Мастера. Спустя много лет я узнал — с чьей подачи.
— Ходят легенды о проклятии булгаковского романа. Мол, артистов, которые играют в его инсценировках или экранизациях, обязательно преследуют какие-то несчастья: тяжелые травмы, опасные болезни или даже смерть...
— Никакой мистики на съемках и после них не было. Понятно, что экранизировать такой сложнейший роман очень непросто. Знаю, что снимать «Мастера и Маргариту» собирались и Эльдар Александрович Рязанов, и Элем Климов. Но у них не сложилось.
А вот Бортко «Мастера и Маргариту» снял. Сейчас Михаил Локшин работает над очередной экранизацией романа. Пускай снимают, пускай люди смотрят. Кстати, версию Кара — двухчасовую — не стоит называть фильмом. Это скорее большой рекламный киноролик, как картину называл сам Кара. Ведь там материала снято чуть ли не на пять часов, но очень многое в фильм не вошло. И, если пригласить хорошего режиссера-монтажера, который сделал бы из всего материала кино, тогда, наверное, мы бы увидели то, что снял Кара...
— Какие свои кинороли вы считаете самыми значительными?
— В каждой роли частичка меня присутствует. Но очень многое все-таки зависит от режиссера. То, что мне самому нравится, это «Убить дракона», «Мать», первая серия «Любить по-русски», «Петербургские тайны». Очень хорошая работа, по-моему, это телесериал «Закон», может быть, «Мессинг», «Сатисфакциия». Еще бы отметил сериалы «Однажды в Ростове» Константина Павловича Худякова и «Обитель» Александра Велединского.
Вы знаете, со временем я четко понял, что необязательно сниматься во всех проектах, которые предлагают. Надо внимательно читать сценарий, а не бросаться в омут с головой. Если нравится, тогда еду на кастинг. Кстати, раньше этот процесс меня возмущал. Ведь в советское время за фото- и кинопробы платили. А сейчас ты просто тратишь свое время на то, чтобы выучить текст, поехать куда-то, может быть, не один раз. И все бесплатно...
Да и странно все это для меня выглядит: получается, что режиссеры не видели фильмы с моим участием. В общем, кастинги не любил, считал их унизительными. Пока однажды прекрасный кинорежиссер Константин Павлович Худяков мне не сказал: «Ты неправильно к кастингам относишься. Режиссерам ведь надо посмотреть, складывается ли актерский ансамбль. Они тебя пробуют, а ты — пробуй их! Присматривайся, примеривайся. Потому что, если тебя утвердят, тебе придется с ними работать». Я понял, что Палыч прав...
Так вот, раньше мне хотелось, чтобы работы было максимально много, чтобы сниматься в нескольких фильмах параллельно. Наверное, о таком мечтают все молодые артисты. И я их понимаю. Но сейчас мне вполне хватает работы в одном проекте. Потому что со временем начинаешь понимать, что в искусстве важно не количество, а все-таки качество...