— Вы потом встречались с Гайдаем?
— Нет. Но с его женой Ниной Павловной Гребешковой потом очень хорошо общался. А в 2006 году благодаря фестивалю «Амурская осень» оказался на родине Леонида Иовича в городе Свободный Амурской области. И на аллее у памятника Гайдаю посадил небольшое деревце. В прошлом году вновь был на этом фестивале. Вместе с Аркадием Ининым поехали в Свободный. Мое дерево очень выросло...
— Юрий Николаевич, ваша актерская судьба во многом необычна. Например, вы окончили цирковое училище, но на манеже никогда не работали...
— Парадоксов много. Например, я сначала поработал на телевидении и только потом пришел в кино. А еще первая же большая кинороль — в «Доживем до понедельника» — принесла мне популярность. Но после этого заметных ролей приходилось порой ждать годами...
Я родился в Куйбышеве и с детства мечтал стать артистом, мне всегда нравилось веселить народ, «выступать». Сходил с ума от The Beatles, Rolling Stones и Элвиса Пресли — у меня даже была кличка Роллинг. А еще был очень модным! На голове выбривал пробор, вшивал в штаны клинья, превращая брюки в «клеша?», украшал их электрическими лампочками, которые были соединены проводками с батарейками и поэтому мигали про ходьбе.
А до этого, когда еще окончил шестой класс, папа, как всегда, взял меня с собой в лагерь «Орленок», который располагался на берегу Волги. Он был художником-оформителем, на авиационном предприятии «Прогресс» занимался наглядной агитацией — рисовал плакаты и вывески. Летом подрабатывал в заводском пионерлагере, там тоже требовались всевозможные афиши. А я просто отдыхал.
И вот однажды в лагерь приехала группа с местного телевидения, чтобы сделать сюжет об «Орленке». Телевизионщикам надо было подснять каких-то детей, они устроили маленький кастинг, как теперь говорят. Я прочитал стихотворение «Рассказ танкиста». И мне предложили стать ведущим детской программы, которая шла в прямом эфире. Через какое-то время я вел уже несколько программ, а еще играл в народном театре.
— Стали у себя в Куйбышеве звездой?
— Да! Поэтому очень удивился, когда в Москве на вступительных экзаменах в театральные вузы везде провалился. Но, по счастью, сразу после этого уезжать из Москвы не стал. Потому что вскоре один парень попросил меня подыграть ему на гитаре на вступительных экзаменах в цирковое училище. Там были огромный конкурс и всего 12 мест.
Как это часто бывает, мой знакомый очень туда рвался и... не поступил. А мне было все равно, и... меня взял к себе на курс Юрий Павлович Белов. Вместе со мной учился Миколас Орбакас, в будущем папа Кристины Орбакайте, Анатолий Марчевский — будущий знаменитый артист цирка, исполнитель главной роли в фильме «Клоун», курсом старше — Илья Клявер (Олейников), Геннадий Хазанов...
На вступительных экзаменах в цирковое училище я услышал, как педагоги шептались: «Вылитый Олег Попов!» А мы действительно похожи. Когда через несколько лет вместе с ним снялись в фильме «Карнавал»...
— Простите, а разве вы снимались в фильме Татьяны Лиозновой?!
— А я имею в виду не эту картину с Ириной Муравьевой в главной роли. Говорю про одноименный фильм «Карнавал», который снял режиссер Михаил Григорьев по сценарию Александра Алова и Владимира Наумова. В этой картине было много великолепных цирковых номеров (например, Леонида Енгибарова), играли популярные драматические артисты — Зиновий Гердт, Спартак Мишулин. Главная роль клоуна была у Олега Попова, а я сыграл его сына. Так вот, некоторые в съемочной группе считали, что я реальный сын Олега Константиновича!
— Не жалеете, что поступили не в театральное, а в цирковое?
— Нет, что вы! В ГУЦЭИ — единственном в мире училище циркового и эстрадного искусства — давали потрясающую подготовку, потому что профессия клоуна вмещает в себя множество цирковых специальностей. Ты и эквилибрист, и жонглер, и фокусник, и наездник, и музыкант.
И в кино я попал благодаря цирковому училищу: нас, студентов, пригласили в Белоруссию на съемки фильма «Христос приземлился в Гродно» (в этом историческом фильме были нужны ребята, которые хорошо держались в седле, дрались на мечах). А когда снимался на Студии имени Горького в массовке во втором своем фильме — картине про Гражданскую войну «Пароль не нужен», в коридоре столкнулся с Зоей Дмитриевной Курдюмовой, вторым режиссером у Ростоцкого, который тогда готовился снимать «Доживем до понедельника». Не представляю, как она во мне разглядела будущего Сыромятникова: я же был с пышными черными усами и при бороде, в папахе. Но когда Зоя Дмитриевна за руку привела меня в кабинет Ростоцкого, он сразу сказал: «Будем снимать!»