— В этом фильме вашим партнером был прославленный Вячеслав Тихонов...
— Когда позвонил маме и сказал, что буду сниматься с самим Тихоновым, она не сразу меня поняла. Думала, буду где-то рядом с Вячеславом Васильевичем: не могла представить, что я стану его партнером. А когда папа рисовал к премьере картины гигантскую афишу для куйбышевского Дома культуры, он изобразил меня и Тихонова — тот самый эпизод, когда Сыромятников у доски отвечает учителю истории. Кстати, Вячеслав Васильевич, когда приехал на показ картины в наш город, попросил меня познакомить с отцом, и я отвел его в папину мастерскую. Отец был потрясен...
— Фильм «Доживем до понедельника» сразу сделал вас, 18-летнего студента, популярным...
— И при этом из-за него меня чуть не отчислили из училища. Ведь цирк требует ежедневных тренировок, а я пропадал на съемках. Поэтому, когда режиссер Владимир Мотыль утвердил меня на роль Петрухи в фильм с рабочим названием «Спасите гарем», серьезно задумался. Ведь съемки долгие, к тому же не в Москве. И я в конце концов отказался. Роль Петрухи отдали другому артисту, а готовый фильм получил название «Белое солнце пустыни». Я же говорил: судьбу фильма невозможно предугадать... А училище я окончил — с хорошими оценками. Только работать на манеже не мог: из-за язвы желудка с акробатикой пришлось завязать.
— Приходилось использовать на съемочной площадке какие-то цирковые навыки?
— Конечно! В фильме «Карнавал», о котором я уже упоминал. Кроме того, в 90-е годы выходила популярная детская телепередача «Праздник каждый день», в которой по пятницам я появлялся на экране в образе клоуна и шутил, жонглировал, фокусы показывал. Детишки у нас во дворе, когда меня видели, всегда спрашивали: «Дядя, а когда мы вас снова увидим?» Жаль, что не сохранились записи этой программы. Пробовал в Интернете найти — бесполезно. Выпуски передачи «Спокойной ночи, малыши!» с моим участием есть, а «Праздник каждый день» как в воду канул...
Сейчас я понимаю: все-таки хорошо, что смог попробовать себя в разных жанрах. Сначала учился в цирковом училище, потом работал как эстрадный артист, у меня был собственный коллектив. После заочно окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Моими педагогами были Михаил Иосифович Рапопорт и актер-пародист Юрий Сергеевич Филимонов. А руководителем курса — Борис Сергеевич Брунов. Его все любили и уважали. И он всегда был с сигарой. Борис Сергеевич очень красиво, изящно ее держал.
А что касается кино... Конечно, известность мне принесла роль Сыромятникова. Но она же потом перекрыла дорогу к ролям другого плана: режиссеры видели во мне только белобрысого простака-недотепу. Уйти от этого было очень сложно. Но, по счастью, в моей фильмографии есть много и совсем других работ. Если брать последнее десятилетие — это «Бабий бунт, или Война в Новоселково» — проект Леши Пиманова, его же сериал о Вячеславе Фетисове. Еще люблю картину «Сатисфакция», где снимался с Димой Марьяновым, Витей Сухоруковым, Эвклидом Кюрдзидисом, Витей Раковым, Маратом Башаровым, Леной Ксенофонтовой, Юрием Назаровым...
— Юрий Николаевич, у вас за плечами действительно много прекрасных ролей, замечательных фильмов. А с каким самым необычным проявлением народной любви к вам приходилось сталкиваться?
— Для меня не самый необычный, а самый показательный случай на тему «популярность артиста» вот какой. Однажды вылетал на съемки из аэропорта Домодедово. Впрочем, в этой истории не важны обстоятельства — место или время. Нечто подобное могло случиться где и когда угодно. Итак, жду приглашения на посадку в «накопителе». Там собралось много народу, и мест для сидения на всех не хватает.