Фильм «Укрощение строптивого» впервые был показан в Советском Союзе на Московском кинофестивале в 1980-м году. С тех самых пор он является, пожалуй, одной из самых любимых зарубежных лент на постсоветском пространстве. Своей популярностью картина обязана, конечно же, звездному дуэту — Адриано Челентано и Орнелле Мути, которые сыграли центральных персонажей искрометной итальянской комедии.
По мнению семейного психолога Ольги Романив, секрет популярности этого киношедевра в том, что в 80-е годы прошлого века люди мало задумывались о токсичных отношениях и абьюзе. Поэтому и Гоша из фильма «Москва слезам не верит» казался идеальным, несмотря на грязные ботинки, домостроевскую философию и склонность к алкоголю. Да и Женя из «Иронии судьбы» выглядел почти как мачо. Но времена меняются, и мы вместе с ними.
Но если говорить об «Укрощении строптивого», сложно не заметить, что Элиа далеко не идеален. Наоборот, он, по сути, «плохой» парень (просто не ищет серьезных отношений), но хороший хозяин. Он ведет себя с Лизой с самого начала не по-человечески: откровенно обижает девушку, смеется над ней, проверяет на прочность, хотя сам в первую очередь и страдает от выбранной им линии поведения — то и дело бегает рубить дрова на улицу. Но имидж, как говорится, все, особенно если ты брутал из деревни и принял для себя решение оставаться одному и стойко не сходить с этого жизненного пути.
Но и Лиза, которой он откровенно говорит о своих намерениях, слушает вполуха, думая, что перевоспитает Элиа и докажет, что она его достойна. Наверное, поэтому комедия и понравилась российским женщинам, многие из которых по этому принципу строят личную жизнь: доказать, перевоспитать, изменить, улучшить понравившегося мужчину, несмотря на все его попытки сопротивления.
Для Лизы Элиа — полный разрыв шаблонов: он не падает к ее ногам, не говорит комплиментов, не зовет замуж. С таким богатая наследница из Милана еще не сталкивалась. Он харизматичен, сексуален, отлично танцует, говорит то, что думает, и имеет убеждения. Ценный приз, за который стоит побороться.
Для Элиа Лиза — девушка, у которой есть все и даже больше. Да, она красива, сексуальна, пытается ему противостоять, но стоит ли нарушать свои принципы? И тут начинается игра, кто кого.
Сложно сказать, что «Укрощение строптивого» — это история про абьюз. Ведь Лиза сама соглашается на эту игру за ценный приз и в общем-то не страдает. У нее есть цель. У Элиа изначально невыносимый характер, но он честен с девушкой, хотя, безусловно, хамоват и грубоват. А как еще ему себя вести, если кто-то посягает на его территорию и свободу?
Мне кажется, что главная проблема — это не то, что Элиа плохо вел себя с Лизой, хотя при этом влюбился в нее и боролся с собой, а то, что смотревшие этот фильм люди восприняли поведение итальянского фермера по отношению к красивой столичной девушке как пособие по пикапу. По интернету гуляет огромное количество мемов с кадрами из фильма, но с цитатами, которых в кино никогда не было. Кому-то показалось, что раз Челентано мог себе позволить унижать Орнеллу Мути, таким образом можно добиваться расположения красивых девушек.
Но факт в том, что Лиза сразу влюбилась в Элиа, иначе зачем она осталась — ее расположения добиваться было не нужно. Она сама хотела ему доказать, что достойна его, и он должен пересмотреть свои взгляды на жизнь. Элиа — это Сундуков из советского фильма «Три плюс два»: грубоватый, увлеченный, занятый своим делом, ему не до женщин. А женщинам часто такие мужчины нравятся, ведь за них нужно бороться, но не с другими женщинами, а с их собственными убеждениями.
Конечно, в бэкграунде у Элиа были свои психологические проблемы: он интроверт, скорее всего, пережил не одно разочарование на личном фронте, его грубость — это защита от внешнего мира. Но и у Лизы есть свои «тараканы»: другая девушка сто раз бы обиделась на Элиа, собрала вещи и ушла, а она упрямо движется к своей цели, хотя вещи в конечном счете все-таки собрала. Лизе нужно разнообразие, эмоции — это для нее самое главное.
Сложно сказать, как сложились бы после свадьбы отношения героев, но, возможно, они были бы счастливы по-своему. Элиа точно бы не изменял своей красавице-жене, да и причин ее обижать больше не осталось. Если только деревенский мачо и простая жизнь не наскучат привыкшей к Милану и Портофино Лизе. Вот здесь, вероятнее всего, красивая сказка могла бы и закончиться, причем так же стремительно, как и началась. Но будем надеяться, что Лиза увидела в Элиа не только разнообразие, но что-то большее, и научилась получать эмоции от простых радостей жизни.