1984 год. Во время гастролей в Нью-Йорке из-за неосторожных высказываний молодой примой балета Рутой Майерс начинают интересоваться советские спецслужбы, и она решает остаться в США. Далее действие перебрасывается в наше время, когда Майерс, пребывающая в творческом кризисе, решает вернуться на родину. Здесь все изменилось: бывший возлюбленный Андрей Пронин теперь женат на ее бывшей подруге. В мире балета возвращение Руты воспринимают по-разному: одни по старой памяти считают ее «предательницей родины», другие мечтают поработать с ней. Из второй категории оказывается директор Большого театра Игорь Корнеев, предлагающий ей возглавить экспериментальную труппу (и таким образом составить конкуренцию бывшим коллегам).
Удивительно, но про одну из главных российских культурных «скреп» снято минимальное количество фильмов и сериалов: с ходу вспоминаются только «Большой» Валерия Тодоровского, да многосерийный фильм Эмиля Лотяну про Анну Павлову. На Западе же все ровно наоборот — всего полно: от классических «Красных башмачков» до современного сериала «Плоть и кости». Поэтому к «Балету» сразу было приковано много внимания. Постановщик Евгений Сангаджиев, до этого отметившийся провокационным сериалом «Happy End», выпустил свою вторую работу почти одновременно с «Актрисами», еще одним проектом Федора Бондарчука, над которым работали его протеже — речь про Паулину Андрееву, написавшую к «Актрисам» сценарий. И если этот сериал Бондарчук снял, то в «Балете» снялся сам — в роли похожего на ФСБшника Игоря Корнеева.
Вообще, это довольно удивительный для 2023 года сериал: сам факт его выхода на фоне безрыбья в теме как бы подчеркивается центральной проблемой — заскорузлостью современной российской культуры. Экс-диссидентка Рута Майерс, воспитанная западным подходом к искусству, привозит с собой прогрессивный взгляд, который многим не нравится: один из персонажей прямо говорит, что он любит классику и не любит «голые жопы». Параллельно с этим раскручивается сюжетная линия Ильи Пронина, самого молодого и перспективного танцора Большого театра, который во время интервью умудрился ляпнуть фразу о том, что российский балет — старье, хуже валенок, и ему бы давно пора на помойку. Ну а когда вскрывается закулисье сферы с ее коррупцией, иерархической системой и, само собой, интегрированными в нее криминальными элементами…
В 1970-х, во времена тотальной советской цензуры, был такой анекдот: знаете, что такое телеграфный столб? Это просто хорошо отредактированная елка! Так вот, в 2023 году «Балет» смотрится той самой елкой, которая бескомпромиссно и беспощадно срывает покровы со святая святых русской культуры и делает это так, что даже автор этих строк, к балету равнодушный с рождения, просто не смог оторваться от тех двух серий, что дали попробовать журналистам. Это еще и чертовски круто сделано — в главных ролях настоящие танцоры балета, которые в кадре смотрятся невероятно органично, а настоящие актеры уравновешивают их. Плюс шикарный, без скидок, саундтрек, эффектная режиссура и монтаж и просто западное качество исполнения в лучшем смысле этого слова. С такими сериалами было бы не стыдно выйти и на мировую сцену.