Шутки прочь: «Эрнест и Селестина: Новые приключения» (2022, реж., Жан-Кристоф Роже, Жюльен Шен) – уже не просто милая французская сказка для малюток, а настоящее политическое высказывание. Впрочем, это по желанию: можно смотреть его просто как милый семейный мультфильм о крепкой дружбе и семейных ценностях.
Настоящее имя главного героя – медведя Эрнеста (в оригинале его озвучивает Ламбер Вилсон) – «Эрнестофф». Он – эмигрант из далекой страны Тарабарии, которой даже нет на картах. Добраться в Тарабарию почти невозможно – она скрыта от европейской цивилизации горами, лесами и снежными бурями, в этой стране живут исключительно медведи, которые пьют чай, а некоторые из них носят шапки-папахи. Эрнесту вместе с подружкой мышкой Селестиной придется вернуться на свою родину и с ужасом обнаружить, как все там изменилось: папа издает дурацкие законы, все музыкальные ноты, кроме одной, запрещены, а неугодных музыкантов отправляют за решетку.
Особое внимание стоит обратить на страну Тарабария, откуда родом Эрнест. Она явно выписана с большой любовью (и старославянским шрифтом на всех указателях и вывесках) – туристы туда не доезжают, это правда, но сами тарабарцы вполне самодостаточны, умны и сообразительны. Они законопослушны (переходят дорогу только на зеленый свет), трудолюбивы, и душа их прекрасна – в детских воспоминаниях Эрнеста музыка звучала в Тарабарии повсюду. Не их вина, что однажды все это изменилось.
Нарисован мультфильм великолепно: и медведь со своей родней, и мышка Селестина в красном кейпе, и прекрасная Тарабария, похожая на какой-нибудь уютный городок из мультфильмов Миядзаки, а его жители – милые, добрые обитатели с прекрасной музыкой в сердце, которой только надо позволить раскрыться.