Что вы знаете про Анну Франк? Это та самая еврейская девочка, которая два с половиной года пряталась от нацистов в «убежище» - тайной квартире за стеной бакалейного магазина в Амстердаме. Все это время Анна вела дневник, ставший символом сопротивления – но уже гораздо позже, после войны. Сама Анна, мечтавшая стать знаменитой писательницей, погибла в концлагере, за считанные недели до победы.
Все это, конечно, общая информация: но в действительности мало кто читал дневник Анны, еще меньше тех, кто знает подробности ее жизни «за стеной», и обстоятельства ее смерти. Это мы про взрослых, что уж говорить о детях: у нас были «свои» юные герои, павшие смертью храбрых – про немецкую еврейку Анну в российских школах не рассказывают. Хотя вообще-то стоило бы.
Уникальность дневника Анны в том, что он написан именно ребенком – Анна получила альбом в клетчатой обложке, в качестве подарка на свой тринадцатый день рождения. А это значит, что в дневнике нет ни пафоса, ни идеологии – а есть то, что волнует каждую девочку в 13-14 лет: отношения с сестрой и мамой, мечты о будущем, и, конечно, мальчики. За неимением подруг она придумывает себе воображаемую – Китти: именно к Китти обращен ее дневник. Анна умудряется сохранять своего внутреннего ребенка, несмотря на голод, страх, близость смерти. Неудобное чтение, чего уж там, но необходимое.
«Где Анна Франк» (2021) – совсем не экранизация «Дневника», это, скорее, мультфильм «по его мотивам». Главная героиня – не Анна, а Китти, та самая воображаемая подружка, которая материализовывается, как только «дневник» кто-то открывает. Но в том то и дело, что «открывать» дневник некому: он давно уже хранится под стеклом в музее, и по нему скользят равнодушным взглядом посетители, для которых «квартира-музей Анны Франк» - всего лишь пунктик на туристической карте Амстердама. Но вот ветер разбивает стекло, и Китти оживает: она мечется по современному городу в поисках Анны Франк. Она встречает на своем пути обычных людей, сытых европейцев, полицейских, которые на вопрос, «где Анна Франк», смеются: «Да везде твоя Анна Франк: вот музей ее имени, а вот школа и больница». Но «везде» - значит, по сути, «нигде»: живая 13-летняя девочка, превратилась в просто имя, набор букв, своеобразный безликий бренд.
Режиссер Ари Фольман делает все, чтобы это имя снова ожило и обрело смысл – Китти, девочка из 40-х, переодевается в джинсы и худи, и выглядит в точности как подруга вашей дочери из 5 «Б».«Убежище» (под этим названием отец Анны издал ее дневник после войны) обретает иной смысл в контексте с современными проблемами мигрантов-беженцев. «Почему фашисты ненавидели именно евреев?» - спрашивает Китти у Анны – «А почему бы и нет?» – отвечает Анна, и приводит в пример дюжину войн в разных концах света, которые не прекращаются ни на день.
И если вы скажете: «это не для детей», мы вам ответим: современные дети, безусловно, заслуживают знать хотя бы историю Анны. Даже если в этой истории нет традиционного хэппи-энда.