Патрис (Ума Турман), шикарная хозяйка художественной галереи в Сити, умеет пускать пыль в глаза. Еще она неплохо разбирается в искусстве, но, увы, это ей мало помогает. Патрис задолжала своему наркодилеру, картины в ее галерее никто не покупает, и денег не хватает даже на нормальный фуршет по случаю открытия.
Помощь приходит, откуда не ждали: старый пекарь Гордон (приятель Умы по «Криминальному чтиву», Сэмюэл Л. Джексон) ищет способ «отмыть» деньги и предлагает Патрис войти в дело. Он формально продает ей картины в обмен на банковский чек.
Проблема в том, что картины, которые пишет знакомый Гордона, неожиданно становятся сенсацией на нью-йоркской арт-сцене. Всех интересует, кто такой таинственный «пакетчик», и почему в его инсталляциях так много красной краски, подозрительно похожей на кровь?
«Искусство по понятиям» – инсайдерская «черная комедия» про то, как создается современное искусство, и, самое главное, как оно становится популярным. Досталось всем – и галеристам, которые любят деньги больше всего остального, и художникам-инфантилам (в роли одной из них – дочка Умы Турман, Майя Хоук), и кураторам, и арт-критикам, и, главное, покупателям.
Миллиардеры, коллекционирующие искусство, представлены здесь в максимально широком охвате – от парочки старых нью-йоркских интеллектуалов до русского олигарха Романа, очевидно, списанного с Романа Абрамовича. Никто из них не понимает картин, которые покупает, – но ставки растут, и если они сейчас не выпишут чек за окровавленный пакет, то это сделает кто-то другой – а вдруг создатель этого пакета станет следующим Дэмиэном Херстом, а пакет захочет выставить Метрополитен?
Звучат имена Марселя Дюшана, Бастиана Адера и Синди Шерман, арт-критик «в кимоно» из Times подозрительно напоминает легендарную Рэйчел Кэмпбелл-Джонстон, озвучивается важность хороших канапе на фуршете и номера столика на благотворительном вечере.
Но режиссеру не хватает таланта и опыта, чтобы сделать из этого материала настоящий, классный «роман с разоблачением». Современное искусство здесь что-то вроде оригинальной рамки, для совсем уж простенького сюжета «Уме Турман не хватает на кокаин, а Сэмюэлу Л. Джексону – на еврейские булочки».
В результате большая афера распадается на серию в меру смешных, в меру скучных моментов. Ну и за русского олигарха обидно – он всего лишь хотел понять художника, а не становиться экспонатом, очередной «акулой в формальдегиде».