На Исторической сцене Большого театра показали «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. Популярнейшая оперетта, полная потрясающих вокальных номеров и роскошных танцев, через 150 лет после своего создания предстала перед российским зрителем в новом, непривычном виде.
Во-первых, наша публика привыкла к версии, созданной по пьесе Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. Именно этот сюжет экранизировал и режиссер Ян Фрид (в его фильме 1979 года были заняты такие звезды как Юрий и Виталий Соломины, Людмила Максакова, Олег Видов, Лариса Удовиченко, Евгений Весник, Сергей Филиппов, Александр Демьяненко). Большой театр, обратившись к шедевру Штрауса, опирался на оригинальное либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене (на его основе Алексей Олейников написал новые диалоги). Во-вторых, «Летучую мышь» представили в концертном исполнении — с участием солистов и оркетар, но без декораций и балета.
В богатом репертуаре Большого театра «Летучая мышь» до сих пор остается единственным примером жанра оперетты. Хотя в России это произведение идет не только в театрах музыкальной комедии, но и чисто оперных, включая такие известные труппы как театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, «Геликон-Опера» и Новую оперу.
В Большом театре «Летучую мышь» впервые поставили в 2010 году. Тогда режиссером выступил Василий Бархатов, а костюмы разработал модельер Игорь Чапурин. Новую постановку осуществил Алексей Золотовицкий. Главные вокальные партии в ней заняты солисты Большого и других театров: Сергей Семишкур, Сергей Радченко, Анна Датгай, Екатерина Морозова, Гузель Шарипова, Анна Аглатова, Александр Чернов, Бехзод Давронов, Владислав Куприянов.
Для связи музыкальных номеров режиссер-постановщик Золотовицкий ввел пять персонажей — «людей от театра» (их роли исполняют драматические актеры мастерской Олега Кудряшова). Облаченные в шаржированные фраки и с густыми бакенбардами «под Штрауса», они комментируют действие и общаются с солистами, поднимаясь на сцену со второй сценической площадки, сооруженной на месте оркестровой ямы. Они же взаимодействуют с публикой до начала действия, предлагая сделать селфи на фоне знаменитой сцены.
Для Алексея Золотовицкого, сына известного актера и педагога Игоря Золотовицкого, данная постановка оказалась первым опытом в музыкальном жанре. До этого он участвовал в режиссерской лаборатории Большого. И вот теперь «получил дебют» на главной музыкальной сцене страны.