— Ну-у-у?! Не тяни! — взревел Сашка.
— Да!!!
Сбылась моя мечта, в которую боялась поверить. Я ждала приглашения в «Ленком» как «Оскара». Это памятное событие случилось тринадцатого июня, с тех пор чертова дюжина — счастливое для меня число.
Близилось самое страшное — объяснение с Костей. Я не знала, как сказать, что ухожу, боялась его реакции. Чувствовала, что он уже все понял и ждет разговора, а внутри него все закипает, он же очень импульсивный человек. Решила поговорить на «нейтральной территории», Костя как раз проводил занятие со студентами во МХАТе. Как и предполагала, разговор получился непростым. Костя был очень зол.
— Ты ничего не будешь там играть, — сказал он.
— Костя, ухожу не потому, что надеюсь много играть, я ухожу в другую жизнь. Хочу перемен. В «Сатириконе» все уже не мое.
Многие артисты Райкина моего поколения чувствовали примерно то же, что и я. Скажем, Федя Добронравов. В «Сатирикон» мы пришли в один день. И в один день из него ушли. Молодость не вечна, веселое общежитие заканчивается. Вырастая из коротких штанишек, каждый должен идти своим путем. Нам хотелось взросления в профессии, а мы все плясали и плясали...
Я шла в «Ленком» не за золотой короной и главными ролями. Воспитанная в актерской среде, не питала иллюзий. Примерно представляла, что буду играть, и сознательно искала другую жизнь.
Как сказала потом завтруппой «Сатирикона», я сильно задела Костю: «Ему больно и обидно!» Наша профессия чрезвычайно эмоциональная. А мне не обидно было шесть лет сидеть без ролей? Что криминального совершила, сменив театр? Артисты не куклы Карабаса-Барабаса, имеют право уходить в другие труппы, это общепринятая практика. Можно подумать, в «Сатириконе» я играла главные роли и сорвала репертуар. Ведь нет!
Райкин привязывался к артисту и не любил делать вводы. Уйдя от Кости, я еще доигрывала «Доходное место». Но Райкин демонстративно перестал со мной общаться. Более того, он перестал ходить в «Ленком». Что за глупость такая? Я всегда навещала друзей в «Сатириконе», не пропустила ни одной премьеры и обязательно поздравляла Костю, старалась обнять при встрече. Он здоровался, но как-то сквозь зубы.
Сказала всем: «Надеюсь, это чувство у Кости пройдет. Я проработала в театре тринадцать лет, лучшие годы своей жизни». Тоже, кстати, чертова дюжина! Костя занимает огромное место в моей творческой биографии. Я восхищаюсь им как артистом. Почему же не могу поздравить его с прекрасно сыгранной ролью, с днем рождения?