— Не мы такие — жизнь такая? Или против судьбы не попрешь?
— Я много думал на эту тему. Вот есть термин «судьба», который кто-то придумал. Но при этом судьба — это цепочка совпадений, череда принятых решений, поступков — впопад и не очень. Верить ли в то, что мы можем изменить судьбу? Наверное. Вроде могу совершить поступок не такой, а другой. Но кто знает, не предначертано ли и это изменение? Думаю, мы вряд ли когда-нибудь отгадаем загадку. Мне близка версия, что даже изменение водоворотов судьбы предопределено заранее.
Вот главная тема сегодняшнего разговора фильм «Гоголь. Начало» — тот еще аттракцион! Раз! — и сюрприз, неожиданность. Столовую моего героя Данишевского снимали в знаменитом Доме юриста. Абсолютно сумасшедший памятник архитектуры. Никогда не интересовался плотно подобными темами, но особняк Кельха — это что-то! Попадаешь в готическую столовую с огромным камином, украшенным геральдическими фигурами, витражи на окнах, скалят пасти деревянные львы — и будто ты уже не ты, а и правда какой-нибудь Данишевский.
Нам рассказали историю особняка — чистый Гоголь! Дом построила для своей семьи богатая наследница золотопромышленника Варвара Кельх, до замужества Базанова. Фамилию Кельх она получила, когда по неясной причине вышла замуж за обедневшего немецкого дворянина. Причем сначала отдала свое сердце старшему Кельху, Николаю Фердинандовичу, но он вскоре умер. А года через два вдова связала себя узами брака с его младшим братом Александром. Большая поклонница ювелирных изделий, Варвара владела второй после императорской коллекцией пасхальных яиц работы Карла Фаберже. Говорят, в дни приемов их выставляли для обозрения на каминную полку в той самой столовой, где мы снимали. И якобы рядом со столовой сохранилась сейфовая комната, мало уступающая современным аналогам, что логично при таких-то богатствах.