— Ребенок в первый год жизни очень сильно меняется, уже виден его характер?
— Ну, о характере пока смешно говорить. Хотя уже видно, что Федор очень серьезный человек. Он не игривый мальчик.
— Что кроме серьезности в Феде проявляется сейчас?
— Я боюсь всех этих определений и даже условно внутри себя не хочу их произносить... Вот я иногда говорю: «Феденька, ты — манипулятор». А потом думаю: «Вот зачем я это сказала? Вот зачем? Мы все сделаем так, чтобы ты не был манипулятором». Хотя, конечно, все дети в той или иной степени манипуляторы.
— Как Федя вами манипулирует?
— Мной он не манипулирует, это бессмысленная задача. Пытается, но с мамой это не проходит.
— А есть люди, с которыми проходит?
— Конечно, и ребенок всегда это чувствует! С папой пока проходит. И сын это четко понимает.
— Да, малыши чувствуют, как можно с помощью минимальных средств добиться максимума.
— Да, они умеют плакать и добиваться желаемого, когда хотят. Я уже довольно взрослый человек, и я наблюдаю за всем этим и иногда думаю: «Ну вот здесь, возможно, будет и не так, как ты хочешь, мой хороший! А здесь, конечно, так». Я варьирую исходя из его поведения, настроения. Кроме того что Федя серьезный, он еще и настроенческий человек.
— Настроенческий — это как?
— Ну, все Весы настроенческие люди. Но и этот знак зодиака можно воспитать правильно, очень многое зависит от того, какие ты ставишь цели и задачи. Как воспитываешь человека исходя из данных, которые в нем заложены.
— Как вы относитесь к японской системе, когда до пяти лет ребенок абсолютно свободен от запретов, а потом уже начинаются правила? И есть ли какая-то определенная система воспитания у вас?
— У японцев система интересная. Они же из чего исходили? Из опыта. Любая система происходит из опыта наблюдения за психологией, за становлением характера человека... У меня пока нет никакой системы. Я только понимаю, что мне интересен человек. Я сейчас изучаю данные сына. И я сына хочу максимально понять, ощутить, изучить, как он развивается, не пропустить важных моментов и исходя из этого мягко направить. Но для того чтобы любого человека в любом возрасте направить, его нужно понимать очень хорошо. (Улыбается.) Без этого невозможно. Только когда ты человека понял и подключился к нему, на все сто процентов все получается... Это похоже на то, как артисту в театре нужно почувствовать своего персонажа.