Вот что значит судьба. Кира была права. В жизни случаются разные периоды, и мы должны их пройти. Кто мог подумать, что Муратова вернется в кино и снимет еще столько фильмов? Или что Юрий Петрович вдруг отнесется ко мне с таким вниманием и уважением?
Об этом, по большому счету, и наша история. У каждого своя судьба, и ее надо ценить. Не злиться: да что же это такое? А ждать, когда она повернется к тебе своим светлым ликом. Так не бывает, чтобы все и всегда было плохо.
— Как вы пережили девяностые?
— Я играл в театре и снимался, может быть, в не очень хороших картинах и получал не так много, но нам хватало. Для нас с Наташей быт никогда не был определяющим. Ну, подумаешь, отдыхали не на курорте, а в деревне, зато встретили замечательного священника отца Сильвестра, с которым было очень интересно общаться. Крыша в доме текла — ничего, я покрыл ее шифером. Если слишком серьезно относиться к бытовым условиям, жизни никогда не будет, потому что проблемы всегда найдутся.
— Ваша жена пожертвовала актерской карьерой ради семьи?
— На какое-то время. Но это было естественно при наличии двух дочерей. Кстати, когда преподаешь в институте и берешь под свое крыло чужих детей, тоже выпадаешь из профессии. Совместить педагогику с театром и кино очень трудно. Со временем мы с Наташей стали преподавать вместе, вдвоем вели курс в Щукинском.
— Вы считались строгим педагогом!
— Да не был я строгим! Все время шутил со студентами, играл. Ребята ведь устают от творчества, и нужно будоражить их, создавать радостную атмосферу. Педагог в этом смысле массовик-затейник. Помню, однажды объявил: «В аудиторию позже меня можно войти только при одном условии — рассказать о такой причине опоздания, которая не повторяет то, что уже говорилось раньше или кем-то еще». Все с ума посходили. Что еще можно придумать? Болел зуб, нога, спина, кран протек, соседи залили. Вообще, у меня почти не было проблем с дисциплиной. Ребята сами просили заниматься больше и редко опаздывали.
Студента нужно все время подбадривать: ты же это можешь! Посмотри, как здорово у тебя получается! Тогда он будет хотеть учиться. Педагог должен уметь увлечь своим предметом.
— Вы вырастили много хороших артистов. С кем-то поддерживаете отношения?
— Почти со всеми. С Леней Бичевиным мы играем в одном театре. Вообще, учеба в театральном вузе это возможность не только получить профессию, но и обзавестись хорошими друзьями и красиво прожить юность.
— Сколько курсов вы выпустили?
— Три.
— Больше не преподаете в Щукинском?
— Нет. Не приглашают. Видимо, для нынешних целей нужны другие педагоги. У нас же в основном платное образование, а я бы вел только бюджет. По моему глубокому убеждению, вырастить творческую элиту можно только на бесплатной основе, собирая талантливых ребят со всей России.
Сейчас требования к артистам достаточно низкие. В нынешнем кино, во всяком случае, может сниматься любой прохожий. А в таком фильме, как, скажем, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, прохожий сыграть бы не смог, для него потребовались такие мастера, как Юра Богатырев, Олег Табаков, Елена Соловей и Андрей Попов. Раньше в нашей профессии имело значение мастерство, а сейчас медийность. Важно засветиться, быть узнаваемым. Из-за того, что продюсер прежде всего хочет отбить вложенные деньги, кино превращается в этакий фастфуд. Люди бездумно его поглощают и не запоминают ни названий фильмов, ни артистов.
— Вы снимаетесь?
— Да. Без работы артист не может, он должен где-то тренироваться. Но я всегда все разбираю, читаю, мучаюсь.
— Тяжело с нынешними режиссерами?
— С кем-то легко, с кем-то нет. Хуже всего, когда за режиссера неловко. Сидишь и думаешь: «Боже мой! Что он несет!» И только киваешь в ответ.
— Что бы вы сказали мальчикам и девочкам, поступающим в театральный?
— Оберегайте свою мечту и верьте в себя.
— Не стали бы их отговаривать?
— Никогда. Я отговариваю их родителей. Те часто спрашивают, стоит ли поступать сыну или дочери, и я отвечаю — нет.
— Знакомые просят: Юра, посмотри?
— Неважно, знакомые, чужие. Дело не в этом. Как только родитель задает этот вопрос, значит, он хочет, чтобы ребенок был артистом. Иначе вопрос бы не возник. А что думает сам ребенок?