— В театре ваша карьера сложилась сразу и очень успешно. А как складывались отношения с кино? Наверное, сниматься вы начали еще студенткой?
— Нет, в институте даже не ходила на пробы. Это моя однокурсница Света Ходченкова еще студенткой снялась у Станислава Говорухина в фильме «Благословите женщину». Ее нашла ассистентка Станислава Сергеевича, приходившая в «Щуку» отсматривать наших девочек.
После поступления в театр я все свои силы и время посвятила работе в МХТ и тоже никуда не ходила и особо не задумывалась о кино. А потом познакомилась с киноагентом Аней Кеворковой, которая по сей день со мной, я ее очень люблю, она моя помощница, советчица и ориентир в кинематографическом мире. Аня начала приглашать на кастинги, и я постепенно стала сниматься. Первой значимой работой, после которой меня начали как-то идентифицировать и воспринимать всерьез, стала «Оттепель» Валерия Петровича Тодоровского.
— Как вы попали к Валерию Петровичу?
— Меня пригласила на пробы его кастинг-директор Татьяна Талькова. Сценарий никому не давали, только сцену, которую надо было сыграть. Что удивительно, я сразу поняла, как это надо делать, и стало так легко! И так же я чувствовала себя потом, на протяжении всей работы с Валерием Петровичем. Мы были на одной волне, разговаривали на одном языке.
Потом уже на шапке — традиционном застолье по случаю окончания съемок — я призналась Тодоровскому:
— Знаете, нельзя сказать, что я много снималась до вас, не могу похвастаться каким-то большим кинематографическим опытом, но мне так легко было играть Надежду, как будто я все про нее понимала!
— Успех кино — стопроцентный кастинг, — ответил он.
Хотя, конечно, все равно это был определенный стресс — попасть к такому режиссеру, в такой актерский ансамбль.
Удивительный проект «Оттепель», вспоминаю его с особым чувством. А сколько у нас было репетиций, если бы вы знали! Что совершенно не свойственно обычным съемкам. Как правило, приходишь, получаешь текст — и вперед. И на площадке я встретилась с родными людьми. Например, с Ниной Игоревной Дворжецкой, моим педагогом в Щукинском. Мы в очень теплых отношениях. Между прочим, в МХТ я показывалась с отрывком, поставленным Ниной Игоревной по роману Алексея Толстого «Петр Первый». Работать с человеком, с которым тебе легко, свободно, и к тому же твоим учителем — огромная радость.
— После «Оттепели», наверное, посыпались предложения?
— Ну, не скажу, что меня прямо завалили, все происходило очень органично и постепенно, в нужное время. И «Оттепель» ко мне пришла, когда я уже была к ней готова, я потом это поняла. Мне кажется, пригласи меня Тодоровский лет на пять раньше, я бы, наверное, не смогла это сыграть. Всему свой срок.
После «Оттепели» тоже были замечательные картины, например с моим любимым режиссером Миленой Фадеевой. Я у нее в двух фильмах снялась — «Отчий берег» и «Обнимая небо». После «Оттепели» вообще от многого отказывалась, не хотела понижать планку, если можно так сказать. Потом поняла, что предложения такого уровня бывают редко, невозможно всю жизнь ждать чего-то подобного, все равно его не будет, будет нечто иное. И выработала для себя определенную тактику чтения присланных сценариев. Главное для меня — понимание роли.
— Мне запомнилась ваша княгиня Радмила в сериале «Золотая Орда»...
— Спасибо, я ее очень люблю. Прочитав сценарий «Золотой Орды», подумала: «Господи, какая роль! Ради нее можно отказаться от многого, даже уйти из театра, если не разрешат сниматься!» К счастью, этого не произошло, хотя у меня была колоссальная занятость.