Роль ответственная, на нее пробовались многие, поиски актера велись по всей стране. Слышал такую историю. В Саратове Басов с ассистентом сидели в ресторане и обратили внимание на красивого светловолосого молодого человека за соседним столиком.
— Вот сидит наш Генрих Шварцкопф, — сказал Владимир Павлович, — но спроси его, чем занимается, даю слово, выяснится, что не актер. А непрофессионал с таким объемом роли не справится.
— А давайте спросим.
Выяснилось, что юноша как раз таки актер, окончил Саратовское театральное училище, служит в местном драмтеатре. Так Басов нашел Олега Янковского. Генрих Шварцкопф стал его первой ролью в кино, которая в момент, когда «Щит и меч» вышел на экраны, возвела Олега в ранг суперзвезды, положив начало его блистательной карьере. Сыграл он у Басова потрясающе.
Наверное, я действительно не очень подходил для этого персонажа даже чисто по своим внешним данным. Конечно, сожалел, что роль уплыла. Но вскоре мне позвонил второй режиссер Владимира Павловича: «Приезжай на «Мосфильм», у нас есть для тебя небольшая, но очень интересная, важная по смыслу роль». Дополнительных проб Басов не проводил. Так я был сразу утвержден на роль Андрея Басалыги, курсанта разведшколы абвера по кличке Фаза. Я называю ее эпизодической, хотя она вносит в картину важную героическую, патриотическую интонацию. Мой герой попадал в плен, оказывался в лагере, из которого его забирали в разведшколу, чтобы позже забросить на советскую территорию. Фаза маскировался под отъявленного циника и подонка, которого не раскусил даже кадровый разведчик Йоганн Вайс. Но при первой же возможности бежал, пробирался за линию фронта, был окружен фашистами, попытался покончить с собой, чтобы не сдаваться...
Басов был участником Великой Отечественной войны, прошел фронт. Он знал про войну больше, чем все мы, а уж я-то точно. Когда доверил играть Фазу, сразу объяснил, чего ждет от меня, почему именно я подхожу больше других. Владимир Павлович перед началом съемок много рассказывал про ребят-ополченцев, которые, как только им исполнялось восемнадцать, шли на фронт, совершали подвиги, были настоящими патриотами, приближавшими победу. Ему нужен был такой типаж молодого светлого юноши, и он увидел его во мне, поверил, что привнесенная мною краска будет яркой и точной. Басов настолько подробно все объяснил, что ничего сложного для меня в этой работе не оставалось. Было понятно, что происходит на экране, как это сыграть.
Съемки проходили в Польше, под Краковом. Именно там нашелся старинный полуразрушенный замок, в котором действительно во время войны располагалась немецкая разведшкола, тому имелись документальные подтверждения. Эпизод казни Фазы снимали во дворе замка. Там была построена настоящая виселица, я стоял на грузовике, который отъезжал. Технически снимать такой эпизод оказалось сложно, была опасность, что повисну с петлей на шее по-настоящему. Специальной техники для подобных сцен у нас тогда не было, все делалось на ходу. Помогли каскадеры, работавшие на картине: они придумали и разработали специальные страховочные средства, чтобы и эпизод на экране смотрелся эффектно, и я не пострадал. Когда прозвучала команда к началу съемок, четко проделали все, что требовалось. Зрители признавались: смотреть, как Фаза говорит герою Ясуловича, что если тот откажется сесть за руль грузовика, взять на себя обязанность палача и погибнет, то сработает на нацистов, без комка в горле просто невозможно. Значит, Басов своего добился, а я ему, как мог, помог.