Мне достался «король» Володин. Я побила им другого «короля». Вряд ли была остроумна, но защищала свой ход очень искренне.
Критиков мы не любили за то, что они травили Эфроса и Любимова, нападали на Товстоногова и на «Современник». Они, конечно же, были обозначены у нас как «шестерки», и мы их били с удовольствием и без объяснений.
Через несколько лет в Красноярском театре юного зрителя я сыграла свою первую роль, Надю Резаеву в «Старшей сестре». Однажды получила телеграмму с «Мосфильма» с приглашением на кинопробы: роль Нади, «Старшая сестра», сценарий Володина. Это было странно. В Москве меня никто не знал. Володин! Александр. Защитник. Это была его инициатива.
Я ударилась в панику. Ехать не в чем, нет пальто, не говоря уж об остальном. Нет денег на билет. Художник по костюмам дала свое пальто «напрокат», даже шапку и сумку, денег на билет достали. Когда в гримерке театра наряжали меня во все чужое, хохотали до слез. Мои коллеги шутя грозились:
— Только попробуй не пройди на роль! Мы тебя встретим в аэропорту, все свое с тебя посрываем на глазах у публики.
— Девочки, ничего не выйдет, там пробуются такие знаменитые артистки.
По дороге домой зашли с мужем Геной Опорковым на почту дать телеграмму на «Мосфильм». «Не знаю, что писать... Не полечу! Боюсь», — сказала я. Гена взял у меня ручку и бланк, написал: «На кинопробы прилететь не могу. Боюсь Дорониной». Опять стали хохотать. Как много мы смеялись в молодости!
С Володиным мы встретились очень ненадолго в комнатке киногруппы, где было людно, шумно и накурено, как всегда в кино. О чем говорили — не помню. Как прошли пробы — не помню. Шок. Ужас. Володина я подвела.
А дальше — Ленинград. «Ленком». Геннадий Опорков принес как-то повесть Володина «С любимыми не расставайтесь». Сказал, что хочет ставить спектакль, но сам автор очень критически относится к своему произведению, считает, что сделать пьесу из этой маленькой вещицы невозможно, что это скорее материал для телевидения. Я прочла. Очень интересно. Как всегда у Володина, слов немного, а за словами — простор для мысли, для чувств, для воображения.
Начались репетиции. Володин писал пьесу по своей повести, мы тут же брали в работу готовые сцены. Иногда ощущали — не хватает текста. Например, в сцене, где к Кате и Мите приходит женщина по объявлению о размене. Эту сцену Володин написал по своему рассказу «Перегородка». Сцена начиналась сразу с прихода женщины, но режиссеру хотелось, чтобы вначале зрители увидели, как Митя и Катя после недавнего развода ищут новый способ общения, продолжая жить в одной квартире. Мы с Львом Бриллиантовым играли этюды, сочиняли текст. Кажется, ничего интересного не получилось. А вскоре Опорков принес от Володина крошечную сценку, где было все что нужно.
Митя долго и неумело завязывал галстук перед зеркалом, Катя с усмешкой наблюдала за ним и жевала булку, потом подходила к бывшему мужу.