Мне повезло, что я была ученицей Сумароковой. Каждое ее слово, движение я органично впитывала как губка. Потом, уже после окончания института, когда я самостоятельно начала заниматься практикой, набирать первые детские группы, все, что знала, начала передавать своим воспитанницам. И знаете, в какой-то момент я поняла, что учить других куда интереснее, чем выступать самой!
— А когда вы почувствовали, что вам нет равных, что вы в художественной гимнастике на десять голов выше всех остальных?
— Нет-нет-нет, такого никогда не было! Я никогда ничем не бравирую, не занимаюсь бахвальством. Просто отдаю себе отчет в том, что, как я вам уже сказала, вижу то, чего не замечают другие. Признаюсь, нередко мне бывает сложно донести то, чего я требую от своих девочек, с которыми работаю. Иногда непонимание меня может даже бесить, выводить из себя. Но рук я не опускаю, терпеливо, по несколько раз объясняю, повторяю то, что требуется выполнить: это надо сделать так, а это — так. Знаете, у меня были две девочки, которые после каждой нашей тренировки садились на ковер, доставали блокноты и записывали в них все мои замечания.
Часто, чтобы тот или иной элемент было легче освоить, я привожу маленьких гимнасток на занятия взрослых, чтобы те не на словах, а в движении все им показали. Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. Наглядное пособие еще никто не отменял! Порой, впрочем, и маленькие девчонки могут кое-что показать взрослым, что у них уже получается, а у старших еще нет.
— Глядя на ребенка, которого вам привели на просмотр, вы сразу можете сказать, после некоторых первых движений, например, что из нее выйдет толк или, наоборот, даже не стоит и пытаться?
— Нет, сразу так точно определить я не могу. По внешним данным можно сказать, что у девочки, допустим, хорошенькая фигурка, она тонкокостная и так далее. Но насколько она выразительна, артистична, ловка, а самое главное — трудоспособна и трудолюбива — это все определяется лишь со временем.