— Какие таланты у Мити? Может быть, литературный, как у отца?
— Он прекрасно готовит, мог бы легко стать шеф-поваром. Еще я думаю, что он все же был бы хорошим психологом, потому что с ним очень любят поговорить, он аналитический и эмпатичный одновременно. Я сама обожаю с ним сплетничать. Он понимает нюансы. Я ему звоню и говорю:
— Ты представляешь, мне моя подруга сказала то-то...
— Да ладно, ну понятно, она вот это все...
— А вот эта разошлась с тем-то.
Он говорит:
— Слушай, подожди, я сейчас чая налью...
И мы вот так по телефону долго можем нюансы обсуждать.
Папа был занят творчеством и сублимировал свои переживания в творчестве, а у Мити огромное количество друзей. Помню, он праздновал день рождения, и я пришла и увидела стол друзей, некоторые были с девушками, остальные просто по одному. Очень-очень много молодежи! И я подумала: «Вот это да! А что будет дальше, когда семьи будут разрастаться, появятся дети, сестры, мамы?»
А еще Митю очень точно характеризует вот какая история. Он сначала учился в Москве в государственной школе, потом перевелся в частную рядом с домом, потому что возить его из-за города было невозможно. И он немножко трудно приживался в новом коллективе, и мне учительница сказала: «Все хорошо, но только, когда перемена, они все выбегают, а он сидит один за партой в классе». Я так переживала: «Господи, зачем перевела мальчика?!» Мне было так из-за этого больно, что я перестала с учительницей говорить. Через какое-то время ее спросила:
— Как там Митя?
— То же самое.
— В смысле — то же самое?!
— Он так же сидит на перемене в классе, только они все вокруг него.
И я помню, когда приходила в школу, чтобы утрясти какие-то нюансы с преподавателями, никак после этого не могла поговорить с сыном, потому что все время какая-нибудь девочка встраивалась между нами и говорила: «Митя, мне нужно тебе кое-что сказать». Какие-то тетушки-уборщицы, поварихи все время с ним здоровались персонально и говорили: «Митя, ты такой чудный, такой замечательный».
То есть он в школе налаживал контакты. В первую очередь он наладил на кухне контакты, приходил за добавкой и говорил: «Какая прекрасная у вас сегодня котлета!» — и всегда получал еще одну. То есть знал, где наладить отношения с девочками, с преподавателями, с уборщицами, которые ему находили потерянные шапки или перчатки...
— Он давно уже не маленький мальчик, Дмитрий Жванецкий — директор фонда своего отца. Что там нового?
— Фонд организовал уже несколько выставок, издал несколько книг. Последнее из изданного — цитаты Михаила Михайловича. Называются «Тексты к размышлениям». Потому что всегда, когда его спрашивали:
— Что вы пишете?
Он говорил:
— Я пишу тексты к размышлениям.
В марте у нас Норильск с выставкой рисунков Резо Габриадзе к изданным семи Мишиным книгам и с рисунками Франчески Ярбусовой, жены Норштейна, для будущей книги про природу и животных, которая выйдет осенью. Мы выбрали произведения, связанные только с животными. Он очень много о них писал. Бесконечно описывал своего кота. Там есть немножко рассказов про собачек, немножко про белок и даже про комаров. Есть рассказы про море и чаек. Мы хотим назвать книгу «Над чем парит чайка» — это одно из его произведений. Еще осенью у нас будет в Гослитмузее выставка, посвященная Михалычу. Фонд Жванецкого помогает и предоставляет все необходимые материалы.
В бывшем помещении Московского театра миниатюр на 1-й Тверской-Ямской открылся кабинет-музей Жванецкого. Нашему фонду в этом помогал Москонцерт, а конкретнее его худрук и моя подруга Басиния Шульман и его генеральный директор Илья Бачурин. В галерее Artstory прошла выставка про Мишу: инсталляция его кабинета.