— А почему вы в них участвовали?
— Потому что тогда, в конце 80-х и начале 90-х годов, музыкальный телеконкурс был практически единственной возможностью молодому артисту заявить о себе, начать карьеру. В то время не было музыкальных телеканалов, столько радиостанций. Не было такого прямого и легкого доступа к аудитории, как сейчас, когда артист может стать популярным без ТВ — благодаря интернету, соцсетям. Чтобы стать известным, нам надо было обязательно попасть на экран, а для этого — принять участие в телеконкурсе...
Кстати, первый опыт в 1987 году был для меня неудачным. В Свердловске на региональном прослушивании меня отобрали в финал популярнейшего конкурса в Юрмале, но в Латвии среди призеров не оказалась. Из-за того, что у меня не было правильной конкурсной песни, а это ключевой момент. Я пела слишком мудреную композицию с джазовыми вставками — ее написал саратовский автор. Но эти музыкальные изыски, как оказалось, никому не были нужны. В тот год среди победительниц была прибалтийская певица с очень простенькой песенкой «Мы убили комара». Когда ее услышала, во мне взыграл юношеский максимализм: «Боже мой, как же можно петь такое?!»
Когда сравниваю те конкурсы и современные, думаю: «Как же сейчас молодежи хорошо: только выходи и пой!» Потому что с тобой занимаются преподаватели и хореограф, тебе делают аранжировку, тебя одевают, причесывают, тебе ставит номер режиссер. Ты как будто приезжаешь на мастер-класс к великолепным мастерам, и остается только все впитывать, выходить на сцену и делать то, что с тобой подготовили.
А в то время молодые музыканты были предоставлены сами себе. И начинать надо было с того, чтобы найти песню и где-то сделать аранжировку. Спасибо моему педагогу в Институте имени Гнесных Иосифу Давыдовичу Кобзону, который помог мне в этом вопросе — оплатил эту работу. В итоге песню для конкурса мне делал крутой аранжировщик и дирижер Дмитрий Атовмян. Трудно в это поверить, но мы, участники, приезжали на конкурсы с оркестровыми партитурами! Что касается одежды, то какой-то саратовский «дизайнер» что-то мне наваял, в этом и вышла на сцену. И причесывались, и красились мы сами. Конечно, те ребята, что приехали из Москвы или из Прибалтики, выглядели и звучали поубедительнее. Но все-таки успех или неуспех прежде всего был связан с наличием «правильной» песни.