Но разве Шура в «Служебном романе» не одна из основных героинь? «Самая обаятельная и привлекательная», «Шанс», «Учитель пения» — да у меня в кино почти 90 ролей, а не эпизодов!
Фильм «Помни имя свое» снимался в Освенциме. Мы с Людмилой Касаткиной, взявшись за руки, рыдали целый год… И крепко подружились. Когда кому-то плохо — всегда созванивались... На ее 70-летний юбилей мы пришли вместе с мужем. За кулисами куча народу — здесь и цыгане, и Кобзон. Последний регулирует очередь: «Пойдете следом за лошадью», — говорит он мне. Я в ужасе: «Кто же меня заметит после лошади?» Белогривая красавица из уголка Дурова выходит на сцену, встает на колени, уходит — и за ней подметают в совочек… В общем, выкладывается по полной программе. Я от отчаяния начинаю импровизировать: «Кипучая, могучая, никем неповторимая, Касаткина, Касаткина — народом ты любимая!»
Муж с ходу аккомпанирует на гитаре. И моя энергия поднимает зал. Это я вам о своем характере: всю жизнь старалась проявить себя по завету педагога Стабилини.
Рада, что судьба свела меня в кадре с любимым Депардье. В «Зависти богов» я играла свекровь и должна была кормить его огромной бараньей ногой. Жерар с аппетитом стал ее уплетать. А мне говорят: «Отодвинь тарелку, он же все съест, на второй дубль не останется!» Но я его так люблю, что не могу от ноги оторвать. За что Депардье под конец съемок меня троекратно целует. Всем на зависть!
— А вы с мужем когда-нибудь друг друга ревновали?
— Валя очень нравился женщинам, хотя не отличался красотой и нос у него был длинный… Но липли как мухи! Стихи ему писали! И он, похоже, иногда отвечал… Бывало, какая-нибудь прямо у меня на глазах к мужу льнет. Я реагирую: уйди, мол, уйди! А иногда — игнорирую: пускай, дескать, пускай. Творческий человек, ему приятно! Я как-то всегда была в муже уверена.
И у меня случались увлечения. Если Валерий что-то и замечал — то делал вид, что не замечал. Это с его стороны мудрость. А по своему опыту могу сказать: если вы любите мужа и хотите с ним быть, но вдруг возникает чувство к другому, надо его загасить на корню. Главное, чтобы близкий человек не пострадал!
Валерик был чуть моложе меня, но это неважно — все равно он умнее. Как глава семьи говорил мне: «Я тебе ставлю задачу на год, а ты ее выполняешь».
Например, чтобы написала новую пьесу для спектакля. Очень важно, что у нас с мужем было общее дело: сначала нас объединяла музыка, а потом — семейный театр «Экспромт». Мы вместе сочиняли сказки, очень добрые: у нас даже оловянный солдатик не сгорает, а женится на балерине. И «Медной горы хозяйку» из своих детских воспоминаний я поставила. Сын Ваня, талантливый художник, — нарисовал избушку, которая поворачивается и становится горой. Сейчас мы заказали бронзового Ефремова в образе доктора Айболита, которого ваяет Андрей Волков. Скульптура будет стоять в холле нашего театра.
Мы с мужем всегда старались осуществить наши мечты. Вот я часто говорила, сидя на нашем участке в деревне Шишкино: «Эх, была бы калиточка в заборе, чтобы сразу на поле выходить».
И в мой день рождения она вдруг чудесным образом там появилась. Красивая, кованая. Валерик мой был на все руки мастер.
«В каждом возрасте свои радости, ну а умному дом и сад», — эти строчки я уже в последние годы нашей жизни посвятила мужу. Они с Сашей любили сажать деревья. У младшего сына это вообще было призвание: сначала он отучился на психолога, но не стал работать по специальности. Устроился садовником в детский парк… «Людей надо воспитывать садами», — говорил Саша. И всем своим друзьям сосны на дачах посадил.
Именно Саша привел нас к мысли о венчании: сначала он заключил свой брак перед богом. А 5 лет назад мы с Валерием были в Лебедяни, под Липецком. Мне там очень понравился священник.«Вот такой бы нас повенчал», — говорю.