Продолжаю играть в сериалах. Надо сказать, они стали более качественными и роли мне теперь предлагают разноплановые, интересные. Часто зовут в исторические картины, говорят, мой типаж — белая кость. Правда, на Вронского в «Анну Каренину...» Карен Шахназаров не утвердил, но пригласил на роль Стивы Облонского. Я в тот момент снимался в сериале «София» в роли брата Иоанна III и отрастил окладистую бороду. Шахназаров просит:
— Только бороду сбрей.
— А как же в «Софии» буду сниматься?
— Сделают накладную.
Сбрил, прихожу на пробы. Карен Георгиевич смотрит и говорит: «А с бородой-то было лучше». В результате в обоих проектах клеили растительность разной длины.
Карен Георгиевич, конечно, не запомнил того лысого двенадцатилетнего мальчишку, которого снял когда-то в эпизоде «Дня полнолуния». «А мы ведь с вами уже работали!» — сообщил я. На следующий день Шахназаров принес диск с тем фильмом и автографом.
Сейчас готовятся к выходу сразу несколько исторических сериалов, где у меня главные роли. В «Союзе спасения» играю Николая I, который во время восстания декабристов отдал приказ стрелять в толпу, и полторы тысячи человек погибло. За один день мой герой превращается в тирана. Пока отсняли только массовую сцену восстания, и она произвела на меня огромное впечатление. По сюжету перед присягой Николай I спрашивает полк: «Вы готовы умереть за меня?» Я, сидя в вагончике, представлял, что на плацу будет десять — пятнадцать человек. Выхожу — а передо мной шестьсот настоящих солдат четко, по-военному как грянули хором: «Так точно, Ваше Императорское Величество!» Я от неожиданности потерял лицо. Режиссер Андрей Кравчук остановил съемку:
— Чего улыбаешься-то?
— Не знал, как здорово быть царем!
Съемки выдались тяжелые: в лютый мороз без утепления проводили по двенадцать часов на Сенатской площади. Один солдат и даже лошадь упали в обморок от обморожения. Пробы в «Союз спасения» проходил в паре с Сергеем Безруковым. Нам выдали специфический текст, очень литературный — язык не поворачивается так говорить. Сергей улыбнулся: «Ну и как мы это учить будем?» С трудом, но осилили (правда, в фильме по каким-то своим причинам он сниматься не стал).
В сериале «Годунов» опять встретились с Безруковым. Он там царя Бориса играет, а я — толмача. На сей раз мне дали текст на древнешведском: «Выучи!» А я не то что выучить, прочитать вслух не могу. Заручился поддержкой Сергея Витальевича, тот сказал: «Я бы тоже не стал учить». В результате мне пошли навстречу: сыграл артикуляцию, а на озвучке начитаю по бумажке.
В эпопее о петровской эпохе «Тобол» играю сына картографа Семена Ремезова — его самого исполняет Дмитрий Назаров. Широкой души человек! У него был юбилей на съемках, так Дмитрий Юрьевич в сибирском лесу поставил столы, выписал туда кухню, вокруг зажгли дымовые шашки от комаров — устроил гулянку. Съемки проходили под Тобольском, куда крайне тяжело добираться — четыре часа на машине по буеракам.
Скоро выйдут двенадцатисерийки «Крылья империи» и «Матрешка», сериал «Русские горки», снимается фильм «Три времени года» — и все с моим участием. Понимаю, почему именно сейчас получил все эти замечательные роли. Когда в 2015 году вручали «Нику» в номинации «Открытие года» за роль Лентулова в «Конце прекрасной эпохи» Говорухина, многие задавали вопрос: «Не обидно, что прорыв случился в тридцать лет?» Но я только тогда понял, почему в Щепкинском училище преподаватели отмечали: «У твоего героя драма, а у тебя глаза сытые». Сыграть боль потери или трагедию непризнания невозможно, если сам не испытывал подобного. Так что все дается вовремя: простои в работе, отношения с женой, детьми, друзьями, которые ушли, — все пошло в актерскую копилку. Именно поэтому у моего героя в «Конце прекрасной эпохи» такой печально-ироничный взгляд. Раньше он бы просто не получился. В общем, не жалею в жизни ни о чем.