— Почему ты богатый, а я бедная?
Не знаю, стал ли к тому времени Успенский миллиардером, но миллионером — точно. Одних домов в Подмосковье несколько, квартиры в городе, роскошный дом на берегу Черного моря — целое состояние.
— Каждый должен зарабатывать сам, больше ничего от меня не получишь, — ответил ей папа.
Таня в запале наговорила лишнего, и Эдуард Николаевич пришел в ярость. Боюсь подумать, во что могла бы вылиться война с дочерью, но несмотря на фантастическую конфликтность Успенского, вести боевые действия на несколько фронтов ему было все же сложновато.
К тому времени он уже встретил на телевидении Элеонору Филину и попрощался с Еленой. Знаю, ее с приемными девочками отправил жить на край Московской области, в вопросе алиментов аккуратности, мягко говоря, не проявлял. В общем, в очередной раз отстоял свою бизнес-империю. А она была уже весьма обширна, несмотря на то что свой телеканал или парк по подобию Диснейленда так и остались проектами.
Параллельно с неприятностями личного характера шли бесконечные финансовые разбирательства. За Чебурашку, Матроскина и остальных Успенский судился со всеми подряд — кондитерскими фабриками, производителями зубной пасты, игрушек. Некоторые, не пожелав делиться прибылями, избавлялись от спорных названий. Хотя, к примеру, у моей бывшей жены Елены девичья фамилия Чебурашкина, и слову «чебурашка» уже лет триста. Так называли бурлаков на Волге — они тянули баржу и падали «чебурашкой».
К моему другу Стэну Полякову, который занимался у Успенского вопросами брендирования, однажды обратилась японская съемочная группа. Надо сказать, в Японии Чебурашка дико популярен. Помимо мягких игрушек ушастый зверек представлен на футболках и тарелках, в рекламе и в виде брелков. Столько Чебурашек, как в Токио, я нигде не видел. Конечно, за использование бренда японцы аккуратно платили, а теперь захотели снять документальный фильм с участием автора. Договориться с Успенским долго не получалось — не устраивал размер гонорара. Потом все-таки сняли. Мой друг, который все организовал, вспоминал, как японцы были обескуражены Успенским-человеком. Ожидали увидеть доброго сказочника, а столкнулись с жестким бизнесменом. Минута в минуту, как только заканчивалась оплата, дядя Эдик вставал и уходил из кадра.
Мнение о том, что Успенский талантливый писатель и при этом ужасный человек, я слышал много раз. Продажа бренда «Простоквашино» тоже вылилась в скандал, хотя прошла без сучка без задоринки. С моим другом была изначальная договоренность: если он находит предприятие, которое, к примеру, хочет продавать печенье «Чебурашка», и они подписывают договор, друг получает десять процентов от суммы сделки. Но размаха дохода от сотрудничества с ленинградской молочной фабрикой, наверное, дядя Эдик не представлял. В общем, контракт заключили, но ожидания моего друга не оправдались.