— Элик, не смогу ее записать, она хрипит, ОТК не пропустит.
— Юрка, умоляю, вложи весь свой талант, именно этот надтреснутый голос мне и нужен!
И получилось.
Про жену Гуськова из «Гаража» Рязанов сказал: «Она — другая ипостась Олечки Рыжовой из «Служебного романа», только там она ранимая, тактичная, деликатная, а здесь скандальная, кричит, вопит, но ее никто не боится».
На съемках царило постоянное веселье. Мальчишки, особенно Фарада и Невинный, отыскивали жертву, вцеплялись в нее, травили смешные байки, не давали гримироваться. Слава Невинный — фонтан остроумия, провести с ним время на одной площадке было счастьем. Так же как с Олегом Басилашвили, Лией Ахеджаковой, Андрюшей Мягковым.
Те же слова могла бы сказать о Николае Гринько, с которым снималась в мелодраме «Предлагаю руку и сердце», — там Николай Григорьевич сыграл свою последнюю роль. Он уже тяжело болел, ему было трудно, но режиссер Виктор Соколов нам не помогал. Если б не была затравлена и забита им, могла бы сыграть лучше. Гончаров тоже кричал и третировал, потому что хотел, чтобы вышло лучше, но он всегда верил в меня. А тут человек просто скандалил. Я, конечно, старалась, но получилось что получилось...
Петр Тодоровский тоже отличался требовательностью к актерам, снимавшимся в фильме «По главной улице с оркестром». С первого раза у него никогда ничего не получалось, работал дотошно, въедливо, сначала на все говорил: «Нет!» Но результатом я довольна, хотя у меня там и маленький эпизод.
Небольшую роль сыграла и в картине Михаила Козакова «Визит дамы». В главной блистал Валентин Гафт. Однажды возвращались после съемок. Говорю:
— Ты сегодня так хорошо сыграл, поздравляю!
— Да ты что, старуха, я там на букву «Г». Вот ты — гениальная!
— Валь, но меня же не видно.
Мы работали вместе не на одном проекте, но я никогда не сталкивалась с проявлениями его непростого характера. По крайней мере меня он не обидел ни разу.
Прошло какое-то время, звонит Миша Козаков: «Свет, хочу прислать сценарий, уверен, ты знаешь, как сыграть персонажа».
Предложил в «Подмосковной элегии» даму-сплетницу, похожую на рыбку-лоцмана, которая всегда находится при какой-то знаменитости, в курсе всех дел и событий. Прочитала, позвонила Мише:
— Нет, не буду это играть.
— Ты что, обалдела? Почему?! Партнер — Михаил Ульянов!
— У тебя там сплошной мат, а я матом не ругаюсь ни на сцене, ни в кино, ни дома. Мишка, не сердись.
Через две недели Козаков прислал новый вариант, правда одно нецензурное слово все же осталось, но это уже мелочь. Сыграла с удовольствием, даже Ульянов похвалил. Дивным был человеком.
Прекрасные воспоминания оставил и Саша Абдулов, у которого с моими Сашей и Шуриком снимались в «Бременских музыкантах». Актерства Абдулову было мало, он хотел сам создавать кино, постоянно фонтанировал идеями, в ажиотаже носился по площадке в модном комбинезоне, метал громы и молнии, будто весь напичкан снарядами. У нас с Сашей там всего пара реплик, но сниматься было интересно, особенно прокатиться на ретроавтомобиле, в то время как молодые летели параллельно на воздушном шаре.
Забавная история связывает нас со Станиславом Говорухиным. Я снималась в очень хорошем фильме «Вторжение» по его сценарию у замечательного режиссера Вилена Новака, играла певицу. Одесская киностудия — это отдельная романтика, гнездо талантов, из которого вылетели великие Тодоровский, Шукшин, Володя Высоцкий, Кира Муратова и, конечно, Говорухин. Горжусь, что попала в их компанию. Так вот, со времен «Вторжения» у меня сложились добрые отношения со Стасиком Говорухиным. Позже он прислал сценарий «Артистки», попросил сыграть персонажа, похожего на Марецкую. Прочитала и пожаловалась:
— Стасик, у меня там две реплики.
— Ну это же мой сценарий — допишу тебе пару эпизодов.
Роль не пошла, особенно на фоне Мишки Ефремова. Какой же он, зараза, органичный! Я рядом с ним как-то спасовала, Говорухин остался недоволен. Встретились на премьере, поздравляя, напомнила:
— Ты же обещал дописать для меня сценку!
— Ну забыл. Что теперь делать?
На старости лет повезло сняться у Рустама Хамдамова в фильме «Мешок без дна». Встретилась на площадке с человеком эпохи Возрождения. Сам он не любит много разговаривать, предлагает: «Позовите Свету, она вам все расскажет». Я этим пользуюсь, езжу с фильмом на кинофестивали, встречи со зрителями.
Мое театральное долголетие связано с нынешним руководителем «Маяковки» — Миндаугасом Карбаускисом. Очень талантливый мастер, у него что ни спектакль — интересная работа, свой, ни на кого не похожий взгляд на мир. Зрителям может что-то нравиться, что-то — нет. Но то, что он Режиссер с большой буквы, с пиететом относящийся к великой литературе, а не издевающийся над ней, неоспоримо. Играю в трех его спектаклях: «Таланты и поклонники», «Плоды просвещения», «Кант». Очень благодарна, что роль Домны Пантелевны в «Талантах и поклонниках» Карбаускис предложил мне в год смерти Саши. Просто спас, поддержал, не позволил впасть в депрессию — работа меня вытянула.
На репетициях Миндаугас боролся со мной. Домну обычно играют как разбитную, веселую, не лезущую за словом в карман даму. Режиссер изменил ракурс, заставил играть драму и победил, я подчинилась. Как выяснилось, не зря — за эту роль меня наградили «Золотой маской». Решив ставить «Плоды просвещения», Карбаускис пришел и сказал: «Хотел бы работать с вами, выберите роль». И я выбрала хулиганистого персонажа — Кухарку. Получила огромное удовлетворение от работы. Миндаугас сделал ценный подарок к моему юбилею — бенефисный спектакль «Бешеные деньги», который доверил поставить ученику Римаса Туминаса Анатолию Шульеву. И это тоже везение — поработать с молодым одаренным режиссером. Дай бог, не в последний раз!