Недавно сама сыграла страшную героиню в сериале «Ласточка». Попросил режиссер Денис Карро. Мы давно и хорошо знакомы, в свое время вместе снимали в Питере «Чужое гнездо». Я руководила режиссерской группой, Денис работал под моим началом. А тут предложил роль.
Сначала прочитала сценарий четырнадцати серий. Две последние еще не были написаны. Подумала: «Ну понятно. Очередная амбициозная мамаша. Чтобы пропихнуть сына в мэры, готова на все». Сейчас в кино редко встретишь хороших мам. В основном — стервятниц. Решила согласиться, вдруг Денис говорит: «Лена, если откажешься, пойму». И дал две последние серии. Тут выяснилось, что моя героиня — убийца, одержимая и бесноватая.
В первый момент подумала: стоит ли в это влезать? Играть такого человека тяжело не только морально, но и физически. Пока колебалась, мне написала в «Фейсбук*» автор сценария Света Полякова: «Лена, слышала, вы хотите отказаться от роли. Не отказывайтесь! Кто еще это сделает правильно?» И я вспомнила две фразы. Одну произнес Ваня Охлобыстин. Его спросили, как он, священник, может играть негодяев. На что Ваня ответил: «Лучше я их сыграю и потом отмолю, чем кто-то другой влезет в это дело». И еще у одного старца когда-то прочитала: «Грех, сделавшись привычным, перестает быть отвратительным». Сейчас очень размыты границы добра и зла. Людям нужны нравственные ориентиры.
— Хорошо, Денис, — сказала, — если хочешь, сыграю тебе эту Ольгу. Но так, что всех будет от нее тошнить. Оправдывать ее не собираюсь.
— Меня это устраивает.
Самой было страшно смотреть материал. И друзья говорили: «Лена, мы тебя не узнали, прямо мурашки по телу. Не играй больше такого!» Как актрисе было приятно это слышать: я вызвала у зрителей нужные эмоции — неприятие зла.
Наверное, и сама больше не решусь на подобное — было очень тяжело. Я не перевоплощалась, только показывала свою героиню, но нервная система все равно реагировала. Давление скакало. Когда начала смотреть сериал, напряглась, а потом сказала себе: «Это не я — Ольга». И постепенно успокоилась.
Одно время подумывала о том, чтобы стать монахиней. Мне было сорок с лишним, я была одинока и везде говорила о Боге, в том числе — в своих фильмах. Но в какой-то момент засомневалась: нужно ли это Всевышнему? Однажды взмолилась: «Господи, веди меня сам. Вдруг появится человек, который будет близок духовно». Брака на уровне эмоций себе уже не представляла.
И случилось чудо — появился Паша. Как я потом шутила: «Первой моей молитвой на экране была «Святая Катерина, пошли мне дворянина» в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Вот Бог его и послал: познакомились мы во дворе. Я спешила на занятия (преподавала тогда в Московской академии образования Натальи Нестеровой и была деканом факультета кино и телевидения), а машина не завелась — у моей старенькой «шестерки» аккумулятор все время садился. Бросила ее, встала на обочине с поднятой рукой, но никто не останавливался. Время шло, я опаздывала. Стала причитать: «Господи, сделай же что-нибудь, помоги с машиной! Пошли какого-нибудь человека!» Притормозила «четверка». За рулем — мужчина лет сорока. Согласился подвезти.
По дороге разговорились. Он сказал, что зовут его Павел и родился двенадцатого июля — на Петра и Павла. Я призналась, что купила машину в этот день, но она все время ломается.
— А в чем причина? — поинтересовался собеседник.
— Наверное, аккумулятор пора менять.