— Ефим Михайлович, может, мне уйти?
— Уходи.
То, что со мной так легко расстались, больно ударило по самолюбию, да еще и ушла в никуда, и жить негде. Положение было таким отчаянным, что стала ходить в Никольский собор просить помощи у Николая Чудотворца. Думаю, святой услышал молитвы, потому что из полусотни претендентов, пришедших на прослушивание в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом». — Прим. ред.), взяли только двоих: меня и еще одного парня.
Вскоре после поступления в труппу получила главную роль в спектакле по пьесе «Старый дом» Алексея Казанцева, потом в «Замарашке» по пьесе польского автора Гловацкого, однако должна была выходить на сцену и в детских постановках — в образах «третьего пня», «четвертого скомороха». Пыталась противиться участию в массовке, цитируя Татьяну Доронину: «Я актриса первого плана и ходить на втором не намерена!» Мне, естественно, отвечали, что я пока не Доронина, и вывешивали приказы: «Объявить выговор артистке Основиной И.Е. за то, что не вышла на сцену в роли третьего пня».
Наверное, реагировала бы на такие вещи острее, если бы замкнулась на театре, но у меня и за его стенами жизнь била ключом. В питерском «Ленкоме» в ту пору служил Максим Пашков — хороший актер, музыкант, автор музыки и слов к песням в стиле рок-н-ролл. Это Макс создал группу «Палата № 6», с которой началась музыкальная биография Виктора Цоя. Парни познакомились в художественной школе, именно Пашков показал будущему рок-кумиру миллионов первые аккорды, научил играть на бас-гитаре. Группа распалась, когда Максим поступил в ЛГИТМиК, но дружили они до самой гибели Цоя.
А я благодаря Максу не только открыла для себя по-настоящему The Beatles и The Rolling Stones, но и русские группы «Кино», «Алису», «Аквариум». Пашков познакомил меня со многими рок-музыкантами, в том числе с Цоем, брал с собой на концерты и закрытые тусовки. Был период, когда я всерьез намеревалась стать рок-певицей и даже исполняла песни Макса со сцены. Очень жаль, что Пашков рано ушел из актерской профессии и потерялся в жизни. Талантливые люди редко обладают сильным характером и пробивной энергией. Сейчас Макс из дома почти не выходит. Я стараюсь поддерживать друга телефонными звонками и изредка наведываясь в гости. Всякий раз приношу гостинцы: то варенье собственного приготовления, то связку волжской воблы, которую привозит из Саратова брат. Макс радуется каждому моему приходу как ребенок.
— Хочу вернуть вас в Ленинград конца восьмидесятых...
— Делаю это с удовольствием и ностальгией. Город был наполнен особой — живой и вольной — атмосферой, которая привлекала неформалов со всей страны. Основная движуха происходила здесь, Москву называли «полным отстоем». В театральной жизни Питера тоже наблюдался подъем. Я ходила на все громкие премьеры, а репертуар Ленинградского театра драмы имени Пушкина — Александринки — знала наизусть, потому что на его сцене блистал красавец каких поискать, автор музыки и стихов шикарных песен, которые сам исполнял, актер Сергей Кудрявцев.
Я была немного в него влюблена, караулила, когда выйдет после спектакля, но ни разу не предприняла попытки познакомиться — гордость не позволяла быть причисленной к толпе фанаток, ждущих кумира у служебного входа.
Влюблена я была скорее в талант, чем в самого Сергея, поэтому романы крутила с другими. Снова забеременела и ничего не сказав потенциальному отцу, избавилась от плода. Вторая операция прошла с осложнениями, о которых меня не поставили в известность, — что никогда не смогу родить ребенка, узнала только через несколько лет. При отсутствии материнского инстинкта отнеслась к этому спокойно.
— А как оказались в Театре Ленсовета у Игоря Владимирова?
— Обязательно расскажу, но сначала о причинах ухода из «Ленкома». Прежде всего мне претила атмосфера в труппе: разбившись на два лагеря, коллеги вели непрестанную войну — одни поддерживали худрука Геннадия Егорова, другие пытались его сожрать. Постоянно по гримеркам бегали какие-то люди с письмами в верха, агитировали поставить под ними свою закорючку. Я сразу, не разбираясь в содержании так называемого документа, посылала гонцов далеко и надолго.