— Некоторые ваши фильмы на грани игр со смертью. Зачем люди рискуют жизнью, например ради покорения вершин? Вот и у вас первая попытка съемок проекта «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» едва не закончилась трагедией из-за непальского землетрясения.
— Это была драматичная экспедиция. Мы как раз спустились из среднего лагеря, чтобы провести съемку в самом высокогорном монастыре мира Ронгбук, где продолжает службу единственный монах, и там произошла удивительная история.
За десять минут до начала землетрясения в монастырь неожиданно начали забегать горные козы. Животные взбирались на огромный черный камень, стоявший в центре двора. Едва на него вскочил последний козел, началось землетрясение. Склон, с которого пришло стадо, полностью осыпался. Если бы мы задержались на полчаса, с узкой тропы, по которой группа следовала в монастырь, нас попросту снесло бы в пропасть. Каменные глыбы весом в десятки тонн летели мимо монастыря, даже под нашими ногами земля колебалась прилично. На южной стороне горы тогда погибли девятнадцать человек.
У нас было много версий, почему эта экспедиция может не состояться: не будет погоды, не хватит сил и группа пойдет назад... Все что угодно, только не землетрясение!
В итоге весь бюджет, который получили от спонсоров и Русского географического общества, накрылся. Мы вернулись в Москву, не понимая, что делать дальше. Я сказал: «Друзья, в этом году кина не будет. Но обещаю, что снимем в следующем».
Когда пришел к очередным спонсорам, те сказали:
— Нам это интересно. Но вы же вернулись, потому что произошло землетрясение?
— Да.
— Фильма же нет?
— Нет!
— А если во время следующей экспедиции еще что-то произойдет?
— Ну, мы пойдем в третий раз.
— То есть фильма не будет и наши денежки тю-тю?
— Все правильно — фильма не будет и ваши денежки тю-тю.
Деньги они все-таки дали. Во время второй экспедиции, когда группа была в третьем штурмовом лагере —последней точке перед финальным броском на вершину, передали, что погоды нет, палатки рвет ветер. А это зона смерти — оттуда либо на вершину, либо вниз. Думаю: не стоит отчаиваться, нужно просто искать финансирование на третью экспедицию. В полночь сообщили, что погода легла, и ребята выдвинулись. Я начал надеяться, что у нас что-то получится.
Что заставляет людей покорять вершины — мы не нашли ответа на этот вопрос... Хотя когда начинали снимать, искренне верили, что поймем.
Группа отправилась в горы, потому что это работа. Просто альпинисты дошли до вершины, а мы, исключая высотных операторов, остановились. Для того чтобы влезть в шкуру альпинистов, группа проходила все этапы подготовки. Нельзя приехать в базовый лагерь с большим баллоном кислорода, иногда снимать маску и говорить свой текст. Точно так же нельзя приехать в Антарктиду на станцию «Беллинсгаузен», выпить с полярниками, послушать их истории, записать несколько стендапов на берегу и свалить домой, а затем рассказывать зрителям, что Антарктида таинственна и загадочна... Хочешь снять настоящее кино — ползи в белое безмолвие и бескрайность.
Конечно, определенный риск присутствует всегда. Когда мы снимали «Большой белый танец» о белых акулах, знали, что в определенный момент придется выйти на открытую платформу. В этом был смысл фильма.
В проекте принимали участие Анна Ардова, Яна Чурикова и Алексей Макаров. Мы погружались в открытой самодвижущейся клетке — это суперское ощущение: ты плывешь на одном уровне и с одной скоростью с акулой. Кстати, в этот день Леша получил баротравму, поэтому работать на глубине больше не смог. А когда наступил момент выйти из клетки, Аня не смогла, и мы никоим образом ее к этому не подталкивали. Если человек не готов к встрече с акулой лицом к лицу, лучше этого не делать. Яна вот вышла, но когда я позвал ее в следующий раз, мудро сказала: «Я, наверное, уйду на пике формы!» В этом есть некий риск, но одновременно ты испытываешь просто фантастическое ощущение.
— У вас инстинкта самосохранения вообще нет?
— На платформе есть люк, куда можно прыгнуть, если акула решит напасть. Во время третьего погружения, пока мы находились в клетке, появился трехметровый молодой самец. Он начал агрессивно носиться вокруг и дожевывая наживку из тунца, смотрел на нас, мол, вы следующие. Думаю: «Да пошел ты к черту, не пойдем!» Выходить на платформу рядом с такой акулой крайне опасно. Мы понимаем, что являемся едой — нестандартной, но едой. Когда акула неагрессивна, риск бывает оправдан, но насколько, решаете только вы сами.