— Как же пророчество Лики Авербах «Ты никогда не будешь самим собой!»?
— Она имела в виду, что я стану публичным человеком, и я стал им очень скоро. Конечно, статус накладывает определенную ответственность. В этом смысле для меня является примером Любовь Петровна Орлова. Как она несла эту ношу, как осознанно и с каким достоинством. А я принципиально не играю отрицательных ролей. Когда предлагают негодяев, отказываюсь даже за очень хорошие деньги, потому что не могу огорчать своего зрителя. По амплуа я не герой-любовник, тем не менее знаю, многие меня любят. Отрицательный персонаж для меня просто экзерсис, а для них это будет разочарованием.
— У артиста непростые отношения с публикой?
— Все зависит от посыла. Некоторые артисты, особенно эстрадные, в пандемию очень страдали от отсутствия выступлений и жаловались: «Я не могу без зрителей! Я должен чувствовать их энергию». Я такого не понимаю, по-моему, это какой-то вампиризм. По моему разумению, это я отдаю энергию зрителям. И делюсь своими мыслями и чувствами.
Вот Алешу когда-то играл в «Братьях Карамазовых». Режиссер-постановщик Павел Хомский предлагал на выбор его и Смердякова. Смердяков более выигрышная роль, но Алеша для меня был важнее в процессе религиозного становления. В этой роли динамики нет, но внутренняя жизнь очень серьезная, и проявить ее непросто. А я все-таки склонен воспринимать свою работу как кафедру, публичное высказывание.
— Проповедничество?
— Это громко сказано. Нет, как кафедру. Само существование того или иного персонажа определенным образом ориентирует зрителей, даже не какие-то конкретные высказывания. Я вообще считаю, что если и есть у меня какая-то цель в искусстве и моей работе, то это некое целительство с моей стороны, я в чем-то помогаю людям психологически. Вот это я понимаю и считаю делом достойным. А чтобы самому идти за какой-то энергией — нет. К тому же энергия бывает очень разной.
Интересно, что больше всего отдачи и зрительского успеха мне принесли работы, которые я делал очень легко. Так было в фильме «Я шагаю по Москве» и в «Собаке Баскервилей» из сериала о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. А на некоторые работы было затрачено очень много усилий, но результат меня не удовлетворял, не соответствовал внутренним затратам.
— Что же получается — надо творить легко?
— Может быть. Иной раз сделаешь все как бы левой ногой — шутя, играя, как любит говорить Никита Михалков, — а результат очень ощутимый, весомый. Не надо утяжелять драматургическую ситуацию, надо просто ее раскрывать...