Когда мы ездили за границу с фильмом, он был нашим воспитателем. Следил за всем, учил этикету, вплоть до того, сколько вилок, ложек, ножей должно лежать у тарелки, как ими пользоваться, во что одеваться.
Премьера «Зорь» состоялась в Омске, Киностудия Горького дружила с этим городом, и все новые кинофильмы еще до московской премьеры привозили в местные кинотеатры.
Помню, когда мы приехали в Омск — Оля, я, Катя Маркова и Ростоцкий, — очень волновались, переживали: должны были представлять картину. Оля и Катя уже работали в театре, а я только окончила институт, играла там спектакли, но никогда не говорила с огромным залом. Ростоцкий перед выходом на сцену сказал:
— Девочки, вы сегодня должны обязательно что-нибудь сказать зрителям, потому что это ваше первое выступление.
Я заволновалась — что же говорить-то? И попросила режиссера:
— Можно, буду выступать последней?
Я вышла к зрителям и начала что-то рассказывать. Постепенно успокоилась и даже заслужила аплодисменты. В общем, это было настоящее боевое крещение.
Ростоцкий посмотрел на меня с одобрением и сказал: «Ты смотри, а она красноречивая у нас!» Он-то был просто оратор, мог говорить бесконечно. И я думаю, ну, если Ростоцкий меня похвалил, значит, могу. В следующий раз я была посмелее.
После просмотра в Омске мы поехали в Италию на Венецианский фестиваль. А премьера в московском Доме кино была уже в конце года, в ноябре.
— А как вам работалось над картиной «Белый Бим Черное ухо»?
— Нам с Олей Остроумовой посчастливилось в эту семью попасть дважды. Я снялась впоследствии у Ростоцкого в фильме «Белый Бим Черное ухо», а Оля до «Зорь» снялась у него в «Доживем до понедельника». Нам очень повезло.
Станислав Иосифович был удивительный, абсолютно актерский режиссер. Он никогда не брался за фильм, если не чувствовал его, поэтому у него и немного картин, но все они получили отзыв у зрителей. До сих пор их показывают: «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» и наши «Зори».
«Бима» мы снимали в Калуге. Недавно мне звонили оттуда и сказали, что хотят поставить памятник одному из главных героев этого фильма — верному псу Биму. Почему Ростоцкий взял это произведение? Во-первых, он дружил с Гавриилом Троепольским, написавшим повесть, а во-вторых — главный герой повести был писателем-фронтовиком. Да, Станислав Иосифович всегда говорил, что художник не имеет права браться за что-то без осколков в сердце, это должно сильно волновать, болеть. Поэтому, собственно, «Бима» он и взял, и Иван Иванович, герой фильма, которого сыграл Вячеслав Тихонов, тоже был с осколком в сердце. Наверное, это правильно, потому что человек должен не только радоваться, но и страдать. И тогда появляется сострадание, появляется возможность понять другого.