Во время работы открыла для себя Лизу Боярскую. Я ее совсем не знала, воспринимала как персонажа с обложки глянцевого журнала. А Лиза оказалась такой трудягой! Перед каждым спектаклем она проводила со всеми желающими занятия, тренинг по звуку по додинскому методу.
Очень люблю спектакли, где все играют прекрасно и тебе не стыдно ни за кого из партнеров. Переживаю, когда за кого-то неловко и ты мучаешься, приглашать на спектакль своих друзей или не приглашать. В Театре Наций я играю два абсолютно беспроигрышных спектакля и постоянно приглашаю на них своих приятелей. Потому что чем больше хороших людей посмотрят спектакль, тем будет лучше для меня, это бальзам на душу. Кто-то шутит: ты специально их на улице собираешь. Одна гримерша говорит:
— Оль, тебя, наверное, в детстве недолюбили. Ты какой была, старшей или младшей?
— Младшей, долюбленной, не в этом дело.
Сейчас билеты в театр стоят дорого. Не каждый может их себе позволить, особенно старые театралы. Значит, мы теряем людей, которые могли бы оценить по достоинству нашу работу. И потом, есть пожилые люди, думаю: если я их сегодня не приглашу, вдруг до следующего спектакля они вообще не доживут?
— Чем руководствовались, когда приняли вызов сыграть дорогого Леонида Ильича в спектакле «Бэтмен против Брежнева» в Театре на Бронной?
— Это моя любимая роляка. С режиссером Сашей Денисовой я уже работала в нескольких проектах. Я играла в Сашиных спектаклях «Иов» в МХТ, «Море. Сосны» в Центре Мейерхольда по киноповести Михаила Угарова. Спектакль современный, хотя события происходят в 1964 году, весь предметный мир, реквизит был взят из квартиры моего дяди, люблю вкраплять в спектакль свои вещи. Центр Мейерхольда снял спектакль с репертуара. Но мы, актеры, будем переносить его на другую площадку, есть произведения, которые должны жить, их должны видеть зрители.
Когда Саша предложила сыграть Брежнева, я была удивлена:
— Ты уверена, что Брежнев это я?
— Конечно, кто тебе еще предложит такую роль?
— Да, это было бы странно. Ну, давай попробуем.
А параллельно меня позвали на Бронной еще в один спектакль «Оля+Сережа» по повести Юрия Трифонова «Другая жизнь», который ставила Женя Громова и на который я сразу же согласилась. Там два героя (мой партнер — прекрасный артист Иван Шабалтас), главная роль, великолепное произведение. И вот стала репетировать Брежнева. Поначалу не покидало ощущение, что села не в свои сани. И это длилось довольно долго. В «Оля+Сережа» все складывалось хорошо, а здесь я все просила: ну пусть уже придут гримеры, пусть паричок на меня хотя бы наденут, мне надо как-то видоизмениться, мне некомфортно. Правда, с момента, как мы начали репетировать, сильно изменился мой гардеробчик. Раньше очень любила этнические наряды, носила платья а-ля фолк, а здесь как влезла в черные брюки (справедливости ради надо сказать, дорогущие), так практически два года в них и проходила. И до сих пор еще окончательно не могу вылезти из штанов, платья надеваю крайне редко. Моя одежда поменялась гендерно с момента, как стала репетировать Брежнева.
В итоге впрыгнула я в роль. Спектакль принимал худрук Константин Богомолов, хохотал, мой Брежнев ему понравился. Для меня это был бальзам на душу. Богомолов помог спектакль доделать. Последний месяц он сидел в зале, беспощадно выбрасывал все затянутости, поменял мизансцены. Раньше мой герой стоял на возвышении, а Костя приблизил меня к зрителям. Проходка по залу бесконечно для меня ценна, я могу общаться со зрителями, трогать их, заглядываться на женщин, а мужчинам доверительно тет-а-тет сообщать, что я стар и болен, что мне никак новые коронки не поставят на зубы. И для меня это дорогого стоит. Роль стала благодарной, я ее обожаю, а публика любит в ней меня. Я как зритель ценю живой современный нескучный театр, в котором можно смеяться и плакать, я хочу играть в таком.
Обратная связь — одна из психологических составных нашей профессии. Актерам нужны похвалы, нужны поклоны. Я всегда выхожу на поклоны и не понимаю актеров, которые по окончании спектакля быстро убегают. Мне необходим теплообмен, чтобы я увидела лица зрителей, чтобы я с ними еще какое-то время прожила, а после «Бэтмена...» и протанцевала. Я знаю, что не только занимаюсь любимым делом, но и профессия меня любит, а это очень комфортное внутреннее состояние. Могу назвать себя счастливым человеком.