— Мария, ваши героини в кино и на сцене разные, а в жизни вы всегда очень доброжелательная, скромная. Тогда как некоторые ваши коллеги и вне экрана ведут себя как неземные дивы, капризные дамы...
— Мне бы очень хотелось быть дивой, прекрасной леди, носить шикарные платья, драгоценности и тиару! Но только в кино или на сцене. А в жизни я такая, какая есть, — земная. У тех актрис, о которых вы говорите, видимо, есть потребность вести себя так и выглядеть сногсшибательно. Они так себя видят, такими родились. И если бы не было этих див, таких эффектных и экстравагантных, нам было бы скучно! Представьте, если вокруг все такие манечки — добрые и простые. А в жизни все мы разные. Бывает, рождается ребенок-мудрец, который в три года всех учит, на что-то сетует, ворчит. А бывает, в 45 лет мужчина остается наивным, восприимчивым мальчишкой...
Я вообще люблю присматриваться к людям. В театральном институте нам часто говорили: «Ищите образы, смотрите за людьми в транспорте и на улицах, изучайте психотипы, характеры». С опытом такие наблюдения делаешь уже непроизвольно. И смотришь на человека уже как психолог, чтобы понять причинно-следственную связь: почему он именно так сказал, почему именно так поступил. Он защищается? Эпатирует? Почему так хочет привлечь внимание, просто раскрепощенный и привык шокировать людей? Или, наоборот, старается из-за того, что ему не хватает тепла близких и он очень одинок? Чем больше таких черточек найдешь, тем глубже будет персонаж. И сколько бы героинь ни сыграла, все равно в каждой новой роли надо искать что-то интересное. Такая у нас профессия — учимся всю жизнь...
— Этой профессии уже посвятила жизнь ваша старшая дочь Полина. А другие дочки стать актрисами не хотят?
— Сима в этом году окончила 11-й класс — всем родителям понятно, что это такое! Дочь долго делала вид, что в школе у нее все хорошо. Говорила мне: «Я успею подготовиться к экзаменам, не волнуйся!» И только когда время начало поджимать, она стала судорожно что-то делать, причем сама: ездить к репетиторам, договариваться. Сима девочка очень романтичная, все время придумывает какие-то истории, находится в лирически-возвышенном состоянии. И пока жизнь не припрет, напрягаться не будет. Но когда надо действовать, она приходит в себя: «А? Что, пора?» В итоге со всем справляется: экзамены сдала хорошо. Но до этого устроила себе и мне сложную жизнь.
Баллов Симы по ЕГЭ было бы достаточно, чтобы дочка поступила на истфак, о котором она думала последний год, или на специальность, связанную с дизайном, — она неплохо рисует. И вдруг в апреле Сима объявила мне и папе (актеру Илье Древнову. — Прим. ред.), что будет поступать в театральный! Я была в шоке. В первую очередь от того, что времени подготовить программу было очень мало. Я попросила мою подругу Наташу Булыгу послушать, как Сима читает стихи и прозу, и поработать с ней.
— Почему вы сами с дочкой не позанимались?
— Я могла бы подсказать какие-то вещи, но не всегда советы мамы ребенок воспринимает как надо. А с педагогом у Симы полное взаимопонимание. Наташа мне сказала, что Серафима ее слышит и сразу исправляет то, что надо. А бывает, что на замечание режиссера артист не сразу может отреагировать. Ему надо подумать, порепетировать, обмозговать — это труд достаточно тяжелый. Но Сима быстро схватывает и выполняет то, что ее просят...
Дочка очень рьяно взялась за вступительную программу. Выучила одно произведение, потом другое, третье: если вдруг педагоги захотят послушать у нее не лирическое стихотворение, а, наоборот, яркое и динамичное, либо в комедийном жанре, надо уметь показать себя в разных амплуа. Поступление в театральный — это очень непросто и нервно. Сначала прослушивание, потом первый тур, второй, третий, затем основной конкурс, потом часто отдельный конкурс, где смотрят на вокальные и хореографические данные абитуриента. И в конце сдаются общеобразовательные предметы. И это только в одном училище, а обычно все поступают в четыре или пять! Так что это длинный и тяжелый путь. И дай Бог, чтобы у Симы хватило сил пройти его. Я ей говорю: «Какой бы результат ни был, нельзя бросать дело на полпути. Где-то ты подойдешь, где-то нет, и тебе прямо об этом скажут. Надо ко всему быть готовой...»