А кто же сидел в партере? Первые ряды — для министров, офицеров высших чинов и других значимых лиц. Начиная с четвертого ряда — места для банкиров, чиновников, артистов и иностранцев. Дамы в партере не появлялись вплоть до второй половины XIX века, потом им разрешалось сидеть в креслах. Мы, конечно же, имеем в виду ряды кресел в партере до бельэтажа. А вот за ними была зона недорогих стоячих мест, где могли появиться бедные дворяне, чиновники, студенты и даже мещане. Также небогатые посетители размещались на балконе, где не только сидели, но и стояли. Здесь чаще всего была самая благодарная публика, которая выражала свои эмоции бурно. Нередко именно она задавала тон тому, как примут представление. Именно здесь можно было встретить истинных ценителей театра.
А что же было в репертуаре? Главными театрами XIX века были Большой и Малый в Москве и Мариинский и Александринский в Петербурге. Репертуар зависел от Императорской театральной конторы. Актеры и остальные работники театра принадлежали не к конкретной труппе, а ко всем театрам сразу, и нередко случалось, что московскому артисту срочно нужно было ехать в Петербург, а петербургскому — выступать в Москве. Спектакли не ставили по полгода, как теперь, а выбирали «на потребу дня». Премьеры появлялись часто и иногда быстро уходили — смотря какие сборы будут, как публика примет. Шли чаще всего не на постановку, а на актера. Если какой-то монолог нравился публике, актера тут же могли вызвать на бис, и он повторял сцену.
Вообще, понятие «спектакль» было не таким, как сейчас. Они больше напоминали сборник концертных номеров. Например, прошла премьера «Ревизора»: на афише сначала «Ревизор», а дальше — «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Это означало, что после спектакля давали водевиль — самый популярный жанр у русской публики. Им считалось необходимым «разбавлять» серьезные представления. Помните фильм об актрисе Асенковой «Зеленая карета»? Она сыграла сложную драматическую роль, но публике это «не зашло». После этого ее попросили переодеться и участвовать в водевиле, так как зрители привыкли видеть девушку в комедии. Именно поэтому публика могла приходить в театр в любое время и почти никогда не смотрела все, что давали в этот вечер, — ведь действо могло идти с восьми и до ночи, иногда давали по три спектакля за вечер. Часто знатоки приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну арию в исполнении любимого певца.
Театр воспринимался как развлечение, а не как место, где будут серьезно думать и напрягаться. Именно поэтому водевилями «разбавляли» все. И актеры не обращали внимания, что народ ходит из ложи в ложу, что в зал кто-то зашел и ищет свое место или, наоборот, внезапно встал и вышел. Это никак не относилось к артистам. Те прекрасно понимали: если участвуют в первом — как правило, одноактном — спектакле, то в это время еще будет продолжаться съезд гостей. Второй спектакль, состоявший из нескольких актов, считался основным, и здесь еще можно было рассчитывать на внимание зрителей. Третий, «разъездной», — как правило, легкий водевиль — шел под постепенное освобождение зала. И это считалось нормальным.