— Это весной?
— Шестнадцатого апреля случилось воспаление легких с температурой, с пульсом 124, с сильно затрудненным дыханием... А 1 мая я Валентине Васильевне говорю: «Нам очень нужно 9 мая выйти на сцену, очень». Для Веры Кузьминичны было важно в День Победы всегда быть на сцене, она любила этот праздник. Надо было видеть глаза доктора в тот момент. Но они обе совершили невозможное, и чудо произошло. И когда я слушаю запись, как Вера Кузьминична 9 мая 2023 года читает стихотворение «Баллада о матери», у меня все внутри обрывается... Я понимаю, что это очень больших усилий ей стоило, прямо реально очень больших: 9 мая Вера Кузьминична стояла на сцене.
— Она понимала, что это последний раз?
— Мы с ней никогда это не обсуждали, но думаю, что да. По тому, как тяжело мы шли. Очень интересная картинка: мы еле подходим к сцене из-за кулис. Я говорю: «Солнышко, сцена». И у нее спина распрямляется. Слово «сцена» — и она совсем по-другому уже себя ощущает.
— Я еще помню, у нее были случаи: уже в таком серьезном возрасте плечо она сломала на «Пиковой даме»... Доиграла спектакль и даже на поклоны вышла! Не было никакого нытья.
— Нытья не было вообще никогда. Это еще и любовь к тем, кто рядом: не расстроить. Она же понимала, что мы ее любим. Но когда объективно были проблемы, об этом говорила, сознавая, что их нужно решать: «болит рука» или «плохо слышу».
То есть как только она понимала, что я что-то могу сделать, чтобы не болело, говорила. Все, что можно было исправить, мы исправляли. А так никогда в жизни Вера Кузьминична ни с кем не разговаривала о болезнях.
— Я бы, наверное, хотела спросить о том, что вам больше всего в ней импонировало, потому что я сама пришла на ее человеческие качества... Она никогда не воспитывала, но люди рядом менялись.
— Да, конечно. Вера Кузьминична сделала меня гораздо мягче, гораздо терпимее и гораздо добрее, это безусловно. Знаете, я бы с двух сторон посмотрела на эту ситуацию. С одной стороны, Вера Кузьминична, кого бы ни играла, всегда играла себя. Она в себе находила или эти чувства, или эти черты, или отрицание этих черт, если это был не положительный персонаж. Но всегда — на сцене, в кино — была она. Это не хорошо и не плохо, но она играла себя и через себя доносила свою героиню. И мне кажется, это то, что прежде всего притягивало к ней людей, в том числе и меня, когда я была еще школьницей. И это — себе не изменить и выразить себя через персонажа — было для нее очень важно. А с другой стороны, Вера Кузьминична была по-настоящему добрым и мудрым человеком.