— Ну, вот таким я стал. И снова не знаю, верно ли так или это совсем непрофессионально. Когда спектакль проходит — как объяснить — нормально, правильно, без ошибок и видимой лажи со стороны партнеров, цехов, но без полета, мне этого мало. Знаю, что это ощущение «отрыва» невозможно прогнозировать, невозможно настроить, подготовить, но иногда это случается, и вот тогда ты очень доволен! Прочитал давно у Великого русского артиста, что вдохновение — это прекрасно, но посещать оно может нечасто и не каждого... И артист должен владеть прежде всего ремеслом. Конечно, это Истина! Но для меня существует один внутренний момент, не знаю, как это всем объяснить! Это, скорее всего, пришло с пониманием того, зачем и почему я этим занимаюсь. Мне надо за три часа приехать в театр — не за полчаса, не за час.
— Что вы делаете эти три часа?
— Не знаю, ничего. Кофе пью, курю, но я в театре, уже в этом пространстве, уже в этих стенах, дышу этим воздухом. Хожу, маюсь, но уже не еду в машине и не думаю, что надо бы колеса поменять. Мне не до этого. Смотрю на себя в зеркало, думаю: «Так, подожди, что я забыл на предыдущем спектакле? Что мне тогда не понравилось?» Проговариваю практически весь текст, прокручиваю в памяти сцены, которые мне важны, думаю: а если бы... И вот ты начинаешь этот маховик разгонять, разгонять, разгонять. Я тебе говорил, что могу через 15 минут понять, как пойдет спектакль.
— И уже ничего сделать не можете...
— Если не происходит вот того, о чем я сейчас говорил, то ничего сделать не могу. Иногда вижу: мы просто сегодня херачим на ремесле.
— Вы потом не «раздаете» артистам?
— Раздаю, когда это из рук вон! Когда что-то совсем ту мач, могу подойти в антракте, сказать артисту: «Я понимаю, что ты меня не уважаешь, мне все равно на твое отношение ко мне. Ты ИХ не уважаешь, они на первом ряду сидят и на тебя смотрят! Мне ..., что ты обо мне думаешь, мне стыдно перед ними за нас — из-за тебя!» И говорю это громко, чтобы было слышно, а не шепотом на ухо... Мне потом объясняли, что, мол, у вас такая энергетика, Александр Юрьевич, вы давите, вы как каток, можете подавлять... При чем здесь моя энергетика...
— Нет, конечно. У вас отличная энергетика. Сколько раз мне рассказывали, что Домогаров высасывает, лишает сил. Это не так... Наоборот, даете энергию при общении.
— Слышал об этом, что «высасывает»... Меня это дико бесит. Не призываю всех работать так. Не каждый хочет себя тратить, кто-то и не умеет, и никогда этого не делал. Разные подходы, у каждого свой, я не лезу в их кухню... Но моя кухня теперь стала такой, к сожалению или к счастью...Думаю, к счастью. Не могу и не понимаю, как ответить на вопрос директора энного театра: «Ну, может быть, вы уже и у нас что-нибудь сыграете?» Как мне понять эту формулировку? К счастью или к сожалению, не могу позволить себе сейчас тратить полгода или год жизни на «что-нибудь». Сколько мне осталось плодотворных, на всю катушку лет на сцене — предположим, чуть больше десяти. Если и буду браться, то должен понимать, зачем, что и как буду делать...
Чуть поясню. На спектакль «Маскарад» в Театре армии было поставлено все! Мало того, что у нас были страшные дни в семье. Были поставлены годы моей работы в театре, годы успеха, признания, кассовых и прибыльных спектаклей, уважения в коллективе, признание зрителя и мое честное имя! Все это было перечеркнуто в театре, которому я отдал 27 лет своей жизни. На «Маскарад» было поставлено отношение Театра Моссовета ко мне и мое внутреннее полное отторжение Театра Моссовета. На «Маскарад» было поставлено заявление об уходе из Театра Моссовета.
То есть ставки были таковы, что если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз! Понимал, что проиграть не могу. И заставил всех играть ва-банк — молодежь театра, артистов, партнеров, режиссера, руководство.
Отмена предпоказа за день до премьеры была для руководства Театра армии как удар под дых. Были проданы билеты. И я точно знаю, что те, кто желал, ждал и хотел нашего провала, внутренне закричали от радости. Открыли бутылку шампанского и сказали: «...Хотели, вот и получите! Связались с этой тварью, вот он вам и устроил...» Я внутренне был на таком взводе, что прекрасно понимал: будет предпоказ — не будет премьеры! Меня не хватит. Не выдержу! Наверное, надо было дойти до последней черты и обладать силой воли и силой характера, чтобы сказать: «Я не буду играть предпоказ, буду играть только премьеру!» И спасибо и поклон руководству Театра армии за понимание. Иногда нужно уступить, чтобы потом выиграть... Мы победили! Мы выиграли эту схватку!