В Большом театре поставили одну из самых популярных опер в мире – «Тоску» Пуччини. История создания этого музыкального шедевра необычна. В основе оперы лежит пьеса француза Сарду, написанная специально для Сары Бернар (великая актриса имела в ней огромный успех).
Через несколько лет Пуччини увидел «Тоску» в миланском театре и сразу загорелся написать оперу. Он писал своему издателю: «Думаю о «Тоске»! Умоляю вас проделать все необходимые формальности, чтобы получить разрешение Сарду раньше, чем вы оставите эту идею, что очень огорчило бы меня, потому что именно в «Тоске» я вижу оперу для себя — не чрезмерных размеров, не пышный спектакль; это не тот сюжет, который мог бы дать место привычному музыкальному излишеству». Любопытно, что интерес к сюжету проявили также оперный гений Верди и ныне малоисполняемый композитор. И права на написание оперы получил именно Франкетти. Но потом права все-таки перешли к Пуччини.
По сравнению с пьесой, драматическая история красавицы Тоски и художника-вольнодумца Каварадоссии претерпела большие изменения. Сюжет предельно упростили, действие сделали максимально динамичным. А из дивы, считавшей свою любовь к Каварадосси грехом, Тоска превратилась в актрису и патриотку Италии.
На премьере опера прошла без успеха: Пуччини обвиняли в неоригинальности мелодий, натурализме и даже в звуковом и сценическом садизме в сцене пыток! Но вскоре «Тоска» стала одной из самых популярных опер.
Кстати, в Советском Союзе в первые годы после революции опера получила новый сюжет и название. «В борьбе за Коммуну» действие происходило в революционном Париже в 1871 году, а ее главной героиней стала русская революционерка!
В Большом театре «Тоска» ставилась пять раз, начиная с 1930 года. Легендарным стал спектакль режиссера Бориса Покровского, художника Валерия Левенталя и дирижера Марка Эрмлера, поставленный в 1971 году и остававшийся в репертуаре театра до 2014 года!
Нынешнюю постановку на Новой сцене Большого осуществил известный итальянский режиссер (а также сценограф, художник по костюмам, по свету и хореограф) Стефано Пода, для которого очень важно единство всех элементов спектакля. По словам режиссера, опера прекрасна тем, что она объединяет множество искусств: музыку, слово, живопись, скульптуру, архитектуру, и этот синтез рождает нечто особенно ценное.
Рассказывая о своей работе в Большом, Стефано Пода отметил исключительно высокий уровень технических служб театра. Особо он выделил пошивочные, ведь в его постановке костюмы отличается невероятной красотой, сложностью отделки и оригинальностью кроя (например, кринолины трехметровой ширины с уникальными вышивками). Мастерство русских мастеров Пода назвал невероятным. Поражают и декорации Поды, сочетающие монументальность и при этом легкость и воздушность.
За дирижерским пультом в дни премьеры был знаменитый маэстро Даниэле Каллегари, работавший с крупнейшими труппами мира. А исполнители всех партий были солисты Большого театра.