У Ирины Алферовой счастливая актерская судьба. Весной актриса отметит 70-летие, но возраст ей совершенно не мешает творить на сцене. Совсем недавно она сыграла в премьерном спектакле Школы современной пьесы «Толстого нет» роль Софьи Андреевны, жены Льва Николаевича. И вот ей предложили ввестись в один из готовых, самых успешных спектаклей ШСП «Шинель/пальто» Иосифа Райхельгауза, идущий уже шесть лет! И она согласилась с удовольствием – а кто бы не согласился? Для актеров участие в этом искрометном спектакле – подарок судьбы. Поставленный по повести Гоголя «Шинель», спектакль существует в форме живой фантасмагорической импровизации. Это не просто рассказ о несчастном Башмачкине, это взгляд на него из XXI века. Алферова выступает как рассказчица, которая знакомит с сюжетом юную девушку из нашего времени, XXI века: та в школе, судя по всему, повесть не читала и ничего не знает о том, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели». А периодически обе становятся участницами тех или иных моментов истории Башмачкина. Ее рассказывают в спектакле под музыку Максима Дунаевского, с песнями в аранжировке и в исполнении блистательного Дмитрия Хоронько в сопровождении его джазового оркестра. Сценография здесь «с сюрпризом», актерские работы – эксцентричны. «Диалоги, опера, балет, танцы на льду для драматических артистов» – так определяют создатели жанр этой постановки-фантасмагории.
Вот и Ирина Алферова теперь в ней: она танцует, поёт – ну, разве только на коньках по сцене не катается, как делают это ее молодые коллеги, создавая образную обстановку городского отдыха. И хотя история Акакия Акакиевича сама по себе трагична, иронию в изложении Гоголь не отменял. И у актеров есть возможность при всём сочувствии к драме Башмачкина, сатирически представлять обстановку вокруг случившегося. А Алферовой – дурачиться и сиять своей неповторимой улыбкой Констанции.
Как известно, «Шинель/пальто» посвящена памяти Альберта Филозова. Народный артист, проработавший в ШСП больше 25 лет, уже будучи смертельно больным, с увлечением репетировал роль Башмачкина к тому самому спектаклю, но так и не успел ее сыграть.
Театр, потеряв ведущего исполнителя, от пьесы не отказался, наоборот: в память о Филозове и его последней, пусть и не состоявшейся, роли продолжил работу, перестроив сюжет так, что главный герой в нем как бы призрачен. Теперь по ходу сюжета за Башмачкина выступает то один, то другой участник постановки.
Здесь так много интересных находок с точки зрения театральной работы, что понятно, почему за шесть лет существования «Шинели/пальто» интерес к ней у зрителей не угасает. А теперь, как и рассчитывали в театре, женское обаяние и актерская харизма Алферовой придают спектаклю новое звучание. Ирина впервые в этом спектакле вышла на сцену буквально на днях, 17 декабря.
И поклонники уже успели оценить ее появление: «Спешу всех заверить: Алфёрова прекрасна! И тут года не властны. И сам спектакль - чудо! В детстве я, впечатлительный ребёнок, очень боялась привидения Акакия Акакиевича. Ну как можно было поставить «Шинель/пальто» так, чтобы на одном дыхании, чтобы до восторга? Сделано лучшее из возможного: песни, танцы, роликовые коньки, юмор, ирония и незабываемый вечер! Зарядилась перед Новым годом таким позитивом!» А следующие спектакли «Шинель/пальто» 28 и 29 января.
В спектакле участвуют: Дмитрий Хоронько, Ирина Алферова, Джульетта Геринг, Татьяна Циренина, Александр Овчинников, Алексей Гнилицкий, Иван Мамонов, Николай Голубев, Александр Цой, Евгений Козлов, Максим Евсеев, Кирилл Снегирев, Павел Дроздов, Александр Сеппиус.