Стали известны имена финалистов Международного конкурса молодых режиссеров, который в четвертых раз проходит в театре «Геликон-опера». В этом уникальном, не знающем аналогов мире творческом соревновании принимают участие представители очень редкой, элитарной и при этом очень востребованной сейчас профессии. Ведь интерес к оперному искусству в мире явно растет и театрам нужны новые, яркие личности-режиссеры.
Инициатором конкурса является худрук «Геликона», знаменитый на весь мир оперный режиссер Дмитрий Бертман. В жюри «Нано-оперы» вошли худруки крупных оперных компаний и фестивалей, консультанты и режиссеры мировых оперных трупп.
Победители и лауреаты прошлых конкурсов получили возможность ставить спектакли в разных театрах. А некоторые даже возглавили оперные труппы. Так произошло, к примеру, с Филиппом Разенковым, который участвовал в двух первых конкурсах, а затем возглавил Театр оперы и балета в Уфе. В этом году из Башкирии вновь приехал конкурсант – Ляйсан Сафаргулова, сразу стала одним из лидеров соревнования.
Оглашая в конце двух первых конкурсных дней баллы, Дмитрий Бертман подчеркивал, что оценки получаются путем механического сложения баллов, данных разными членами жюри: «в театре такая чистая математика невозможна, а вот на конкурсах она работает».
Все члены жюри подчеркивали, что молодые режиссеры были поставлены в очень сложные условия. «Мы бы в таких что-то сделать не смогли», — признавались мэтр.
Дело в том, что арию (в первом туре) или дуэт (во втором) из самых популярных опер конкурсанты выбирали сами, заранее. Затем, по приезду в Москву (участники представляли 8 стран), у них была короткая встреча с солистами «Геликона», на которой они делились своим видением выбранного оперного отрывка.
И уже на следущий день конкурсанты выходили на сцену геликоновского зала «Шаховская», на которой находились только белый рояль, большой таймер и деревянные конструкции-кубы, которые превращались то в стол, то в кровать, то в стул.
За десять минут, в присутствии основного и медиажюри, зрителей и под «прицелами» телекамер, ведущих трансляцию на канале «Культура», молодые режиссеры должны были показать, как они работают с певцами над тем или иным музыкальным отрывком. И часто слова «Время истекло» безжалостно прерывало их работу в самом разгаре.
Участники проявляли большую фантазию в трактовке событий и персонажей опер. В финальном дуэте из «Кармен» герои объяснялись при помощи боксерских перчаток, причем не Хозе убивал Кармен — как написано в новелле Мериме и опере Бизе, а наоборот!
В «Царской невесте» Римского-Корсакова использовались чемоданы, а в знаменитой «Сцене у фонтана» из «Бориса Годунова» Мусоргского Самозванец лез в фонтан за брошенными туда — видимо, туристами — монетками. Впрочем, тем, что персонажи «Свадьбы Фигаро» Моцарта не расстаются с мобильниками и любят делать селфи, как оказалось, в современной опере уже никого не удивишь.
В итоге, оценив полет фантазии, вкус и глубину понимания музыки, жюри из 13 участников пропустило в финал только семь: Анну Салову, Михаила Сабелева, Елизавету Корнееву, Игоря Бондаренко и Ляйсан Сафаргулову из России, Стефано Симонэ Пинтора из Италии и Ари Теперберга из Израиля.
Теперь им предстоит показать свое умение за 15 минут поставить хоровую сцену и после этого жюри окончательно распределит награды.
Однако одна тенденция в новой оперной режиссуре явно просматривается уже сейчас. Профессия оперного режиссера перестала быть мужской, потому что ею все активней занимаются женщины. Сегодня женщинам-режиссерам все чаще доверяют работу с большими оперными коллективами и огромные бюджеты, которых требует постановка оперы.