Одна из самых красивых пар нашего кино Федор Бондарчук и Паулина Андреева перенесли свои чувства на экран: в фильме Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность» они сыграли любовников. Только Бондарчук перевоплотился в историческую личность — авантюриста Александра Парвуса, а Паулина сыграла вымышленного персонажа — его соратницу Софью Рудневу. Парвусу выпала особая роль в истории: он помог Ленину вернуться из эмиграции на родину, что затем и привело к революции. Ленина сыграл Евгений Миронов, а двух его любимых женщин — Крупскую и Арманд — Дарья Екамасова и Виктория Исакова. Для роли вождя Миронову пришлось выбрить голову, он смотрел много хроники, занимался с педагогами по пластике.
Но к копированию внешности реальных личностей Хотиненко не стремился: «Я по первой профессии архитектор, а для художника слова «ваш портрет очень похож на оригинал» — это прямое оскорбление! Внешнее сходство Ленина и Миронова было не главным, тут Женя должен был пройти по лезвию ножа: и следовать традиции в изображении Ильича, и разрушить эти стереотипы. И наша Крупская не похожа на ту грузную, пожилую Надежду Константиновну, к которой все привыкли, — она у нас молодая и активная женщина».
Все европейские города, где жил Ленин и его соратники, сняли в одном — Будапеште. «В венгерской столице есть Женева и Цюрих, Копенгаген и Стокгольм, Париж и Берлин, — рассказывает Владимир Хотиненко. — Есть в Будапеште улица, похожая на петербургскую улицу Росси, правда, поменьше размером! Когда увидел ее, просто ахнул...» Фильм «Ленин. Неизбежность» Хотиненко сделал после работы над сериалом «Демон революции»: «И там, и там есть Ленин как крупнейшая фигура XX века. Но это два разных проекта.
Моей конечной целью был именно полнометражный фильм. В него вошел материал, которого нет в сериале. И это другая, гораздо более динамичная история. Конечно, мы опирались на документы и открыли много интересных фактов — о Ленине и его окружении. Например, в фильме будет бордель с... каруселью, на которой перед клиентами кружились девушки: такой был в одном из европейских городов. А эпиграфом к фильму стали слова Чехова: «Никто не знает настоящей правды...»